Толкования на Евр. 2:11

Прп. Ефрем Сирин

Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря

Ибо Тот, Кто освящал их и кои освящались Им, от одной были природы, - по каковой причине не стыдится братьями их называть, ибо истинно родным им соделался по плоти, которую восприял от них.

Прп. Икумений Триккский

Ст. 11-15 И святяй бо и освящаемии, от Единаго вси: еяже ради вины не стыдится братию нарицати их, глаголя: возвещу имя Твое братии Моей, посреде церкве воспою Тя. И паки: Аз буду надеяся Нань. И паки: се Аз, и дети, яже Ми дал есть Бог. Понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися техже, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь, диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе

«Святяй», то есть Христос, «и освящаемии», то есть люди, от единаго мы Бога и Отца. Но Христос как Сын и законное рождение и из сущности Отца, а мы – тварь и удостоены сыновства по благодати. - «Братию нарицати их». Вместе и плоть соединил с Самим Собою и братство воспринял. Говоря «не стыдится», показал различие. Ибо не по природе брат, хотя и истинный человек, но по человеколюбию, так как Он и истинный Бог. - «Аз буду надеяся Нань». Назвав выше братом, а ниже отцом, в средине замечает, что это наименования человеколюбия и благодати Его, а по природе, говорит, Он – истинный Бог. Ибо кто надеется на другого кого, как не на одного Бога? Как бы сказал: услышав, что Он брат и отец, не думайте, что Он один из многих, – Бог, говорит, на Котораго, написано, должно надеяться. - «Се Аз, и дети». Отцом нашим сделал Христа. - «Дал» – через воплощение. Подобно следующему выражению: «проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе» (Пс. 2:8). - «Понеже убо», говорит, «дети», то есть люди, «приобщишася плоти и крови; приискренне», то есть одинаково, истинно, не призрачно, как утверждают некоторые еретики, и Сам плоти и крови причастником сделался, чтобы и в этом показать, какую имеет любовь к детям… Мы, которые считаемся в числе чад Божиих, приобщились крови и плоти, в смертных и земных телах. Сего ради Единородное Слово Божие, будучи Жизнию по природе, приобщилось так же, и не иным каким образом, а так же, как и мы. - «Да смертию». Затем высказывает причину вочеловечения. Чтобы, говорит, упразднен был имущий державу смерти – дьявол; упразднен же смертию. Как бы так сказал: О, мудрости Божия! Смертью имел державу дьявол – смертью будет уничтожен! Ибо каким орудием он был силен, тем Христос против него и воспользовался. Каким образом властвовал он над смертию? Имея власть над грехом, от котораго смерть, и над смертию имел власть, ибо держава смерти – грех. Ибо, кто имеет грех и изобрел его, тот имеет и державу смерти, ибо сказали мы, что грех есть держава смерти, чтобы таков был смысл: собственною смертию уничтожил дьявола, имущаго в своей власти грех, который составляет силу и державу смерти. Ибо если бы грех не преодолел человека, не вышла бы смерть в мир. - «Елицы страхом смерти». Прежде, говорит, уничтожена смерть, которой люди «чрез все житие повинни беша» и подвержены были страху рабства. Ибо они боялись смерти, которая не была еще уничтожена. И ничто из утех жизни не в состоянии было утешить благоразумных пред страхом смерти, судом строгаго и суроваго господина, всегда назирающаго и наводящаго страх на живущих на земле. - «Повинни беша работе». Люди боялись смерти, как повинные этой работе. Работа же смерти – быть подвержену и покоряться греху. Ибо держава и жало смерти – грех. Итак, когда Христос упразднил имущаго державу смерти, сиречь дьявола, изобретателя и виновника греха, слабым естественно сделался грех, мы естественно освобождены от работы, вследствие победы Его естественно сделались свободными от страха смерти. И это ясно можно видеть на самых даже делах. Ибо раньше как величайшаго и непобедимаго зла боялись мы смерти и отвращались от нея, (теперь) с радостию же стремимся к ней, как перемене и исходу к лучшему; ныне, когда она происходит за Христа и Его Законы от гонителей. Не ясно ли разве, что Спаситель освободил нас от страха смерти и от проистекавшей отсюда работы?

Толкование на послание апостола Павла к Евреям. Источник: Толкование блаженного Экумения на Послание апостола Павла к Евреям. / Приложение к курсовому сочинению студента Казанской Духовной Академии иеромонаха Петра (Зверева), – Казань, 1902.

Прп. Макарий Великий

Как тело Господа, когда восшел Он на гору, прославилось и преобразилось в Божескую славу и в бесконечный свет: так и тела Святых прославляются и делаются блистающими. Ибо как внутренняя слава Христова в такой мере распростерта была и воссияла на теле Христовом: так, подобно сему, и во Святых внутри сущая сила Христова в оный день будет преизливаться во вне — на тела их; потому что еще ныне умом своим причащаются они Христовой сущности и Христова естества. Ибо написано: «и Святяй, и освящаемии от единаго»; и: «славу, юже дал еси Мне, дах им» (Иоан. 17, 22). Как одним огнем зажигаются многие светильники: так необходимо и телам Святых — сим членам Христовым соделаться одним и тем же с Самим Христом.

Собрание рукописей типа II. Беседа 15.


Как огнем зажигаются многие светильники и горящие свечи; и все свечи и светильники возжигаются и светят тем, что по природе одно и то же: так и христиане воспламеняются и светят одним и тем же по природе Божественным огнем Сына Божия; и они в сердцах своих имеют горящие свечи, и будучи еще на земле, светят пред Ним, подобно Ему самому. Ибо сказано: «сего ради помаза Тя Бог Твой елеем радости» (Псал. 44, 8). Посему-то и наименован Он Христом, чтобы и мы, помазавшись тем же елеем, каким помазан Он, соделались помазанниками, и были единой, так сказать, с Ним сущности и единого тела, как еще сказано: «Святяй и освящаемии от Единаго вси».

Собрание рукописей типа II. Беседа 43.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого. Вот, опять показывает, что мы братья Христу и настолько почтены. Ибо, говорит, Освящающий, то есть Христос, и освящаемые, то есть мы, все - от Единого, то есть Отца. Но Он подлинно истинный Сын и из самого существа Отца, а мы - твари. Обрати также внимание и на превосходство в выражениях. Он освящает, мы освящаемся. Отсюда и тождество, и превосходство.

Поэтому Он не стыдится называть их братиями. Смотри, и здесь Его превосходство. Ибо выражением не стыдится он показывает, что это не принадлежит природе, но нежной любви Того, Кто не стыдится. Хотя мы и от Единого, но между нами большое различие, как между Творцом и тварями.

Евфимий Зигабен

Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря

И святяй бо и освящаемии от единаго вcи

Сказав о многих сынах, теперь говорит, что один общий у них отец: ибо, говорит, «от Единаго вси», как Христос, освящающий, так и люди, Им освящаемые, как Он – оправдывающий, так и они – оправдываемые. Итак общий у Него с ними Отец есть Бог, как Создатель и Творец; Создатель Он и Христа – по Его человечеству.

Ея же ради вины не стыдится братию нарицати их

Так как «от Единаго вси» – и Он (Христос) и они (люди), то Он не стыдится устами Давида называть их братиями.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Лопухин А.П.

Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря

Ибо - пояснительный союз для целого ряда мыслей о том, как страдания Господа сделали Его для нас вождем спасения. Ближайшим образом это ибо поясняет также высказываемую далее мысль, почему Господь не стыдится называть нас братьями: потому что (ибо) и Он, освящающий нас, и мы, освящаемые Им, все - от Единого. Под Единым здесь можно разуметь или Бога Отца, если иметь в виду обожествленную Христом человеческую природу, плодом чего явилось и наше обожествление («дал верующим власть быть чадами Божьими», Ин 1:12-13), или же под Единым разуметь можно Адама, если иметь в виду вочеловечение Божества Христова рождением от Марии Девы, дщери общего прародителя всех людей - Адама, впрочем, опять же приводящего к Единому, Истинному Виновнику всего, объединяющегося в Адаме телесным рождением и во Христе - духовным.

Толковая Библия.