Толкования на Евр. 6:8

Прп. Ефрем Сирин

а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение

См. Толкование на Евр. 6:7

Прав. Иоанн Кронштадтский

а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение

Как тяжело и больно видеть, что земля, на возделывание которой употреблено много трудов, которая тщательно поливалась, вместо добрых былий рождает терния и волчец! Не тем ли больнее видеть отпадшим человека, коего обращение от его заблуждений и пороков к свету истины и благочестия стоило стольких трудов, который пользовался всеми благословениями неба и земли и пил в изобилии многократно сходивший на него дождь благодатный? Потому-то таких людей невозможно опять обновлять покаянием: они ни к чему не годны, как лишь к пожжению. Это бесплодные деревья, облака и мглы, гонимые бурею (2Пет. 2,17).

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

А производящая терния и волчцы

Не сказал: произращающая, как именно выше сказал о злаке, но: производящая, как бы сказал, - извергающая и выбрасывающая некоторый излишек. Терния же и волчцы - это житейские заботы, обольщение богатством и вообще всякий грех, как и Давид говорит: «я сделался страдальцем, когда вонзился в меня терн» (Пс. 31:4). Терн не просто входит, но вонзается, и если мы не выдернули весь, но немного осталось его, то он причиняет большую боль и требует лечения и забот. Но еще есть и волчец: где его касаешься, там и ранит, и повсюду он неприятен: на земле приносит бесчестие, а в будущем веке и особенно.

Негодна и близка к проклятию

Сказал, что добрая земля благословляется Богом; а бесплодная - не сказал просто: проклята, но близка к проклятию, чтобы не отчаивались. Ибо кто близок проклятию, может быть и далек от него.

Которого конец - сожжение

И это, чтобы мы не отчаивались. Ибо не сказал: земля будет сожжена, но которого конец - сожжение, то есть если она до конца останется бесплодной. Таким образом, можно избегнуть бесплодия и сжечь терния, и сделаться благопотребным, и удостоиться благословения.

Евфимий Зигабен

Ст. 8-9 а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение. Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так

А износящая терния и волчец непотребна и клятвы близ

А произращающая » терния и волчцы«. Тем и другим словом Апостол называет грехи, которые подобно терниям терзают и пронзают душу и, как волчец, колют ее и ранят, откуда бы они ни взялись, и с какой бы стороны ни приражались к ней. Он не сказал, что такая душа нод проклятием, а сказал только, что она близ клятвы, устрашая этим, a вместе с тем и утешая: ибо еще не подпавший под проклятие может быть и вдали от него и может избегнуть его.

Еяже кончина в пожжение

Это есть неизбежное последствие проклятия. Ибо если она (душа) будет произращать терния, то наконец будет сожжена вечным огнем. Смотри, как он не окончательно поражает, чтобы не сделать их еще более безстыдными, а равным образом и не совсем врачует, дабы не сделать их и более беспечными; но употребив небольшое поражение, он прилагает к ним за это большое врачевство следѵющими словами:

Надеемся же о вас, возлюбленнии, лучших и придержащихся спасения, аще и тако глаголем

Хотя мы и говорим именно так, как, сказано уже, – но говорим это не потому, чтобы с презрением относились к вам, и не потому, чтобы считали вас полными терний: ибо мы гораздо лучшаго мнения о вас, именно – что вы творите дела благия и спасительныя, чтобы спастись.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Лопухин А.П.

а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение

См. Толкование на Евр. 6:7