Толкования на Евр. 10:19

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 19-21 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим

Итак мы имеем, братья, дерзновение входить во святилище, которое есть вера наша, - которое посредством крови Его обновило нам сей путь веры; ибо и древние имели ее, но бывшие потом (в средине между древними и нами) люди утратили ее, а в настоящее время Он опять возобновил ее в нас чрез завесу, то есть чрез плоть Свою: поелику Он есть также и Первосвященник наш; ибо если Он умер за грехи наши, то Он есть для нас первосвященник, не над скиниею временною, но над домом Божиим.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым

С истинным, непритворным сердцем и твердою верою, с чистою совестию и омытыми телами будем входить в Царство Небесное чрез связь живую – Иисуса Христа.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

Итак, братия, имея дерзновение

После того, как показал превосходство Первосвященника нашего пред ветхозаветными и приношения Христова пред жертвами по закону, и что чрез это приношение мы освободились от грехов, прерывает догматическое учение, давая отдых слушателю, и вполне благовременно переходит к нравственному учению. И только что упомянув об отпущении грехов, наконец убеждает, чтобы они более не впадали в них: имея, говорит, дерзновение, по причине отпущения грехов. Как грех причиняет стыд и неуверенность, так отпущение грехов дает смелость.

Входить во святилище

Так как нам отпущены были грехи, то мы и имеем дерзновение входить во святилище, то есть в небо.

Посредством Крови Иисуса Христа

То есть через кровь. Ибо, удостоившись через крест и кровь Христа прощения грехов, мы получили дерзновение.

Путем новым (πρόσφατον - недавним) и живым, который Он вновь открыл нам

Что касается до входа в Святилище, то Он Сам обновил нам путь, то есть Он сам сделал путь новым, Сам начав его и Сам первый прошедши им. Вместо того, чтобы назвать путь новым - νέαν, назвал его πρόσφατον - недавним, открытым для наших времен. Похвалой для нас служит то, что мы удостоены того, чего не был удостоен Авраам; нам ныне отверсто небо. Живым назвал потому, что первый путь во Святилище, по закону, был смертоносным. Более уже тот путь не имеет места, но для принимающих его становится причиной смерти. Этот же (новый, - Прим.Ред.) путь так ведет к жизни, что и сам живет и останется таким постоянно. Или под живым уразумей подобно недавнему (πρόσφατον), вместо нового и цветущего, как бы в противоположность входу в ветхозаветное Святилище: ибо тот путь - путь смерти.

Через завесу, то есть плоть Свою

Он обновил нам путь этот в небо плотью Своею: ибо когда она была вознесена на кресте и вознеслась, тогда открылось нам небесное. Поэтому и справедливо он назвал ее завесой. Ибо в том и заключается отличительное свойство завесы, что когда она отнята, открывается то, что находится внутри.

Евфимий Зигабен

Ст. 19-20 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою

Имуще бо дерзновение, братие, входити во Святая

Показав, что у нас (христиан) все выше: и архиерей, и скиния, и завет, и жертва, и обетования (ибо у евреев все было подобно тени, временно, несовершенно и безсильно, а у нас истинно, вечно, совершенно и мощно), Апостол говорит, что так как у нас все таково, то мы имеем смелость и дерзновение для входа на небо: ибо его Апостол назвал «святая». Слова: «имея дерзновение» и весь нижеследующий ряд речений, находят свое разрешение в слове: «да приступаем» (См. Евр. 10:22).

Кровию Иисус Христовою

«Имуще дерзновение» по какой причине? Очевидно, по причине Крови Христовой, пролитой для отпущения наших грехов. Ибо как грехи возбуждают (в человеке) чувство стыда, так напротив (иное чувство возбуждает) освобождение от них и очищение их.

Его же обновил есть нам

Каковой вход (на небо) вновь проложил нам Христос и теперь уготовал для нас: Он первый с плотию Своею восшел на небо и сделал вход в него для нас доступным.

Путем новым и живым

Путем для последующаго времени «новым», как вновь проложенным человечесвим Его естеством, а живым, так как он вечен и вводить в жизнь истинную

Завесою, сиречь плотию Своею

Он обновил для нас этот путь и в нас проложил этот новый путь Плотию Своею, после того как она вознеслась на небо, по нераздельности ея единения (с божеством). Плоть Апостол называет теперь «завесою» – потому, что она служила прикровением божества Его, a вместе с тем и потому, что когда она вознеслась на высоту, тогда на земле сделалось видимым небесное.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Лопухин А.П.

Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым

Апостол увещевает следовать за Христом в небесное Святое Святых путем, Им проложенным. - «Имея дерзновение…» «Почему - дерзновение? По причине отпущения грехов. Как от грехов происходит стыд, так от прощения всех их - дерзновение; и не только от этого, но и оттого, что мы сделались сонаследниками Христа и сподобились такой любви Его» (Злат.). - «Входить во святилище…» Под этим вхождением разумеется вход в небо и доступ к духовным тайнам. - «Путем новым и живым…» «Хорошо он сказал: путем новым и живым: первый путь был путем смерти, низводившим в ад, а этот - путем жизни; не сказал: жизни, но назвал его живым, выражая, что он остается таким постоянно» (Злат.).