Толкования на Евр. 11:21

Прп. Ефрем Сирин

Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего

Так и Иаков верою благословил каждаго сына Иосифова: хотя они были благословлены в земле Египетской, и уже после многих лет совершилось наконец благословение их в наследии их; однако он поклонился краю жезла своего, поелику веровал он, что его сын Иосиф действительно похоронит его в могилах отцов своих. (Быт. 47:29-31; 48:15 сл.).

Блж. Феофилакт Болгарский

Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова (Ср. Быт. 48) и поклонился на верх жезла своего.

Сыновья Иосифа – Манассия и Ефрем; и хотя Манассия был старший, Ефрем же – младший, однако Иаков благословил Ефрема более великими благословениями и крестообразным возложением рук, и так сильно верил, что сбудутся его благословения и колено Ефремове будет господствовать, что и самим делом показал. Ибо поклонился Иосифу в знаменование поклонения всего народа. Как же поклонился? на верх жезла своего, то есть опершись на жезл по причине старости. Некоторые говорят: поклонился на верх жезла Иосифа, знаменуя чрез жезл скипетр царствования, долженствующий быть предметом поклонения.

Евфимий Зигабен

Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего

Верою Иаков умирая коегождо сына Иосифова благослови

Т. е. Ефрема и Манассию. Он просил у Бога младшему, Манассии, большаго, а первородному, Ефрему, меньшаго. Благословил же их, веруя, что будет им то, чего просил он для них у Бога.

И поклонися на верх жезла его

И также веруя, что Иосиф будет отцом царей, которые будут происходить из колена Ефремова, «поклонися» Иосифу, склонив голову на верх собственнаго жезла, или же оперся на него по причине глубокой старости. Он поклонился, предъуказывая этим поклонение и подчинение десяти колен имеющим произойти от него царям. Он так верил в это, что даже самым делом предъизобразил это поклонение и подчинение.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Лопухин А.П.

Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего

Упоминаемая здесь вера Иакова весьма ясно открывается из самого содержания его благословений и произнесенных им при сем пророчеств, см. Быт XLVIII:13-21. - «И поклонился на верх жезла своего…» «Здесь апостол показывает, что Иаков не только сказал, но так надеялся на будущее, что показал его и самым делом. Так как от Ефрема имел восстать другой царь, то он и говорит: и поклонился на верх жезла своего, т.е. будучи уже старцем, он поклонился Иосифу, выражая имеющее быть поклонение ему от всего народа. Это отчасти уже исполнилось, когда ему кланялись братья, но должно было исполниться и после через десять поколений» (Злат.).