Толкования на Евр. 12:6

Прп. Макарий Великий

Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает

Как свежеизваянный сосуд, еще не обожженный на огне, не готов для употребления, или как бессловесный младенец неспособен к мирским делам, потому что не может ни город строить, ни сажать, ни семя сеять, ни делать какое другое мирское дело, будучи неразумен, – так и неиспытанные души, не проверенные в различных скорбях от духов злобы, еще младенчествуют, не имеют достаточного упражнения и, так сказать, пока бесполезны для Царства, как говорит блаженный Павел: «Если остаетесь без наставления, которое всем обще, то вы – незаконные дети, а не сыны». Вот как полезны человеку скорби и испытания и искушения, делающие душу пригодной и надежной. -Лишь бы мы решительно и достойно и мужественно готовили самих себя, в стойкости перенося нападения, и укреплялись бы в надежде и доверии, всегда ожидая избавления и дерзали, полагаясь на милосердие Христово, ибо Он никогда не оставляет ищущую Его душу сверх силы подвергаться испытаниям, «но при искушении даст и выход, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор 10:13).

Собрание рукописей типа III. Поучение 23.

Прп. Ефрем Сирин

Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает

См. Толкование на Евр. 12:4

Прп. Нил Синайский

Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает

Сказано: кто любит, тот прилежно «наказует, биет же Бог всякаго сына, его же приемлет» (Евр. 12:6). И еще некто из святых сказал: «бых язвен весь день моей жизни» (Пс. 72:14). Итак, чему же дивишься, видя, что святые мужи страдают от различных болезней, терпят нищету, печали и бывают презираемы?

Письма на разные темы. Аглаофонту.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Притч. 3:12)

Из числа любимых Богом нельзя найти никого, кто бы был без скорбей. Но вот не подвергаются ли бичеванию разбойники и воры? Итак, не они ли сыны? Нет. Ибо не сказал, что всякий бичуемый - сын, но: всякий сын подвергается бичеванию. Итак, разбойников бичуют не как сыновей, но их наказывают, как злодеев. Сказав же здесь наперед, что наказывает (παιδεύει), потом прибавил: бьет (μασηγοϊ) для того, чтобы бичевание сына ты понимал не в смысле мщения за зло, но в смысле научения. Которого принимает, то есть которого допускает к Себе, принимает чаще сравнительно с другими, которого приближает в качестве близкого друга.

Евфимий Зигабен

Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает

Егоже бо любит Господь, наказует

И это, равно как и следующее, есть изречение Соломона (Притч. 13:25). «Наказует того, кого любит», т. е. вразумляя искушением, ставит его в надлежащее положение и совершенствует подобно воспитателю: ибо наказание от Бога учит добродетели и любомудрию.

Биет же всякаго сына, егоже приемлет

К которому Он благоволит. Что же значит «биет»? Значит, причиняет скорби, подвергая искушениям; ибо «скорбь, говорит Писание, терпение соделовает, терпение же искусство (опытность)» (Рим. 5:3). Так как вообще «узки врата и тесен путь, ведущий в жизнь вечную», как сказал Господь (Мф. 7:14), и всякому идущему им необходимо испытывать тесноту и скорбь. Таким образом всякий сын подвергается биению, но не всякий подвергающийся биению есть сын: ибо биению подвергаются и человекоубийцы, и разбойники, и гробокопатели (обирающие мертвецов), и чародеи, и любодеи и многие подобные, только сын биется из любви, чтобы стал еще лучшии, а люди лукавые – из нерасположения к ним, чтобы не отошли еще худшими. А многие злые даже и не подвергаются биению, как совершенно неисправимые, чтобы там (в жизни будущей) подвергнуться страшному наказанию, как тот сущий в муках богач (Лк. 16:23).

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Лопухин А.П.

Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает

Ты не можешь, говорит, сказать, что есть какой-нибудь праведник, не терпевший скорбей, и хотя нам так кажется, но иных скорбей мы не знаем. Следовательно, всякому праведнику необходимо пройти путем скорби. Если иначе невозможно, то следует, что тесным путем шли все те, которые вошли в жизнь (Злат.).