Толкования на Евр. 12:23

Прп. Ефрем Сирин

к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства

И к церкви, которая на небесах, где вы написаны: в ней находятся первенцы, то есть первые и главные, и духи праведников, то есть древних отцов ваших, достигших совершенства.

Блж. Феофилакт Болгарский

к торжествующему собору

См. Толкование на Евр. 12:22

И церкви первенцев, написанных на небесах

Первородными называет верующих, посвященных Богу, освященных, имена которых в книге жизни, как и Господь говорил ученикам Своим: «имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10:20). А так как Бог - Отец всех, то все люди - сыновья Его: первородные же из них - уверовавшие и достойные усыновления по преимуществу. Или сыновьями называются и все вообще верующие; первородными же называются те, которые угодили Богу и которые за слово и за жизнь удостоились быть посланниками Божиими.

И к Судии всех Богу

Здесь и устрашает их. Ибо Он - Судия всех, не иудеев только, но и всех верующих. Итак, бойтесь этого. Показывает вместе с этим и то преимущество их пред ветхозаветными, что те не вынесли и одних слов и не решились приблизиться даже к горе, - вы же приступили и к Самому Судии, то есть Христу.« Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5:22).

И к духам праведников, достигших совершенства

То есть душам, оказавшимся славными и совершенными пред Богом, очевидно, в силу веры, как он ясно показал: и вы будете с ними соединены, если будете подражать им.

Евфимий Зигабен

к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства

Торжеству

Здесь они постоянно торжествуют, ликуют, радуются, веселятся: ибо сказано в писании, «во гласе радования и исноведания, шума нразднующих» (Пс. 41:5), но не смущенных страхом, как те, которые были при Синае.

И церкви первородных

Там было собрание людей разнородных, a здесь первородных, т. е. сынов наилучщих, избранных. Таковы именно высшие и превосходнейшие из праведников. А так как и у тех были первородные, то Апостол и прибавил далее их отличие:

На небесех написанных

«Радуйтеся же, говорит, яко имена ваша написана суть на небесех» (Лк. 10:20): ибо те (ветхозаветные) первенцы внизу на земле, написывались.

И судии всех Богу

Те не могли приступить даже к горе; а вы приступили к Самому Богу, т. е. ко Христу, Судии не только иѵдеев, но и всех прочих людей, верных и неверных: «Отец бо, говорит, не судит никому же, но суд весь даде Сынови» (Ин. 5:22). Ибо Слову (Сыну Божию) принадлежит власть как учить, так и судить. Это поселяло в них и страх.

И духом праведник

И к душам людей праведных, обитающих на небе вместе с Ангелами. Вы приступили к ним теперь мысленно, а по смерти будете с ними и самым делом.

Совершенных

Умерших, или же совершенных в добродетели. Здесь, очевидно, он или опять разумеет выше упомянутых первородных, усиливая этим похвалу им, или же тех, которые по порядку были после них. Можно пожалуй понимать и иначе: «первородные», это – души праведников, бывших до Божественнаго вочеловечения, а «духи праведник», это – души праведников по вочеловечении.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Лопухин А.П.

к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства

См. Толкование на Евр. 12:22