Толкования на Евр. 13:9

Прп. Ефрем Сирин

Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими

Учениями различными и сектами чуждого голоса, то есть учениями священников и их десятинами, не увлекайтесь: ибо хорошо благодатию укреплять сердце наше, то есть утверждаться на новом Евангелии, а не на различении священнических яств, кои не принесли никакой пользы проводившим такую жизнь, то есть соблюдавшие эти установления о пище не получали чрез них очищения и жизни.

Блж. Феофилакт Болгарский

Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь

Различными, то одними, то другими, и от одних и от других, но чуждые правому догмату. Ибо учение может быть различным, однако не чуждым, а потому и нефальшивым. Когда же учения различны, то есть от одного - одно, а от другого - иное, тогда и чужды, то есть чужды истины, тогда и необходимо беречься. Ибо истина проста и имеет цель одну. Обрати внимание на выражение не увлекайтесь, - говорит как бы о тех легкомысленных, кои и здесь и там легко увлекаются.

Ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими

Вот - странные учения. Намекает на вводящих иудейскую привязанность к брашнам. Итак, говорит, что благодатью, то есть верой, нам необходимо утверждаться и вполне убеждаться, что нет ничего нечистого, но верующему все чисто. Итак, потребна вера, а не наблюдение за яствами. Ибо занимающиеся яствами, то есть те, кои всегда следовали строгому соблюдению правил о еде, не приносили никакой пользы для души, так как они чужды веры и рабски служат бесполезному закону. И вообще, говорит, какую пользу они получали от наблюдения за яствами, когда так были осквернены, что не могли участвовать в жертвоприношениях.

Евфимий Зигабен

Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими

В научения странна и различна не прилагайтеся

(Не вдавайтесь в научения) не только «чуждыя» хорошо известной вам истинной проповеди, но и между собою несогласныя и взаимно противоборствующая. Этим он намеисаеть научения, вводящия (в жизнь христиан) иудейское наблюдение касательно снедей.

Добро бо благодатию утверждати сердца, не брашны

Хорошо укреплять сердце, для достижения полной уверенности относительно своего спасения, в благодатном даре веры, чтобы иметь этот дар и веровать без всяких сомнений, а не в строгом наблюдении снедей: ибо для спасения нужна вера, а не тщательное наблюдение касательно снедей.

От нихже не прияша пользы ходившии в них

Ходившие в них, в различии этих снедей полагавшие весь порядок жизни. Зорко следившие за соблюдением их «не прияша пользы», как относительно очищения души от грехов, так и достижения нравственнаго совершенства. Ибо «брашно, говорит, не поставляет пас пред Богом» (1 Кор. 8:8). Все чисто по вере, и одна есть скверна, это – грех. Или: «не прияша пользы» – по отсутствию в них веры: ибо речь здесь о неверующих. А так как Апостол своим пренебрежением наблюдения (за снедями) мог подать повод думать, что у нас (христиан) нет никаких подобных наблюдений, то он далее говорит, что и мы в снеди имеем соблюдете, только гораздо высшее иудейскаго. Говорит он о таинственной жертве Тела Господня.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Лопухин А.П.

Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими

«Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь» Желает, чтобы они не увлекались не только чуждыми, но и различными учениями; он знал, что от тех и других происходит гибель для увлекающихся (Злат.). - «Хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами…» Здесь он намекает на тех, которые, исходя из своих странных учений, наблюдали суеверное различие яств. Для веры все чисто; нужна вера, а не яства (Злат.).