Толкования на Фил. 1:16

Свт. Иоанн Златоуст

Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих

«Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто», т. е. не без примеси (лжи), и не для самого дела, – но для чего? «Думая увеличить тяжесть уз моих», – думая таким образом ввергнуть меня в большую беду, они скорбь прилагают к скорби. О, жестокость! О, дьявольское действование! Видели, что он в узах и заключен в темнице, – и еще злоумышляли, хотели увеличить его несчастья и подвергнуть большему гневу. Хорошо сказал (апостол): «думая», – потому что случилось не так. Они думали через это опечалить меня; а я радовался успеху проповеди. Так-то возможно и доброе дело делать не с добрым намерением, – за что не только не будет награды, но еще наказание. Если проповедовали Христа с той целью, чтобы проповедника Христова ввергнуть в большие беды, то не только не получат награды, но будут подлежать наказанию и мучению.

Гомилии на Послание к Филиппийцам.

Свт. Феофан Затворник

ови убо от рвения Христа возвещают нечисте, мняще печаль нанести узам моим

Первые возвещают Христа от рвения, из ревнивости, желая опередить меня, оставить меня позади, или действуя наперекор мне, моим распоряжениям и планам. Потому возвещают нечисто, чем означается не то, что учение их было с примесью лжи, а то, что они действовали не с добрым сердцем, нравственно нечисто, не непорочно, чем отрицается чистота сердца.

Мняще печаль нанести узам моим, — то есть надеясь опечалить меня, в узах находящегося. Чем они могли надеяться опечалить святого Павла? Если они ложь проповедывали, было бы очевидно, чем могли опечалить его. Но как они в учении не погрешали, а только в побуждениях и образе действования; то можно догадываться — тем, что действовали против воли святого Павла, без его ведома, не по его указанию и даже наперекор ему. И это могло опечалить Апостола, который ревновал, чтобы в Церкви, в кругу верующих, все шло благообразно и по чину. Святой Златоуст говорит: «думая таким образом ввергнуть меня в большую беду, они скорбь прилагают к скорби. О, жестокость, о, дьявольское действование! Видели, что он в узах заключен в темнице, и еще не доброжелательствовали ему; хотели увеличить его несчастия. Хорошо сказал Апостол: мняще; ибо случилось не так. Они думали чрез сие опечалить меня; а я радовался успеху проповеди. — Так-то возможно и доброе дело делать не с добрым намерением; за что не только не будет награды, но еще наказание (будет). Ибо как проповедывали Христа с тою целию, чтобы проповедника Христова ввергнуть в большие беды; то не только не получат награды, но будут подлежать наказанию и мучению».

Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих

Другие же из соревнования к нам Христа возвещают, а не по чистым побуждениям, ибо в проповедь свою вносят некоторые слова для того, чтобы посредством такого привнесения утеснение вызвать узам моим.

Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.

Блж. Феофилакт Болгарский

Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто

То есть неискренне, не ради самого блага.

думая увеличить тяжесть уз моих

Думая, говорит, тем самым подвергнуть меня большей опасности и приложить печаль к печали. Но не удастся им это ухищрение; потому что проповедь чрез это становится славнее, и моя радость увеличится чрез это. Видишь ли, что доброе дело не следует делать без доброго расположения и что возможно не только не получить награды, но и подвергнуться наказанию.

Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.

Тертуллиан

Ст. 16-17 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование

Павел перечисляет разнообразие проповеди: некоторые, ободрившись его узами, проповедуют смелее; другие делают это из зависти; некоторые оценивают речи; но большинство проповедует из любви, лишь некоторые - из ревности. А есть такие, кто из вражды проповедуют Христа. В этом месте он и рассматривает разнообразие суждений, порождающее такие разные состояния души.

Все это отражается на состоянии души, однако не ведет к разнообразию таинств и утверждает одного Христа и одного Бога, невзирая на причину, побуждающую проповедовать. Поэтому говорит апостол: «Но что до того? Как бы ни проповедовали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться». Ведь и притворно, и искренно проповедуется тот же Христос.

Когда Христос проповедуется в истине, Он проповедуется по вере, а не по правилу веры, ибо правило остается всегда тем же, но вера проповедующего либо истинна, то есть проста, либо слишком заумна.

Против Маркиона.

Марий Викторин

Ст. 16-17 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование

Павел сказал, что некоторые испытывают зависть. А поскольку из-за нее они соперничают с нами, то и сама зависть есть величайшее зло: ведь некоторые люди по любопрению проповедуют Христа и тем самым причиняют нам вред. Ведь, открыто отрицая Христа, они притворяются, будто проповедуют Его, чтобы мы, считавшие и полагавшие их своими противниками, огорчались из-за того, что они проповедуют то же самое, что и мы.

Павел говорит, что они проповедуют Христа не свято и чисто, а по любопрению; для того, чтобы вызвать у нас мучения, страдание и плач и показать, как они рады постигшим нас наказаниям и оковам… Ведь они делают это из зависти, а не по размышлении и не по собственному желанию… Если первые проповедуют Христа оттого, что завидуют и соперничают, то другие, добрые, люди, напротив, проповедуют Христа по доброй воле, правильно разумея, не испытывая к нам зависти, понимая, что такое добро, и обладая доброй волей, направленной на благовествование.

Комментарий на Послание к Филиппийцам.

Лопухин А.П.

Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих

См. Толкование на Фил. 1:15