Толкования на Фил. 2:21

Свт. Иоанн Златоуст

«Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу

т. е. своего собственного покоя и безопасности. То же говорит он и в послании к Тимофею. Для чего он скорбит об этом? В намерении научить слушающих – не быть таковыми, научить слушающих – не искать праздности. Ищущий праздности ищет «не того, что угодно Иисусу Христу», но «все ищут своего»; а мы должны быть готовы на всякий труд, на все тягостное.

Беседы на послание к Филиппийцам.

Свт. Феофан Затворник

Вси бо своих си ищут, а не яже Христа Иисуса

Вси — не вообще все верующие, а все те, которых он мог бы послать. Вероятно, сопровождавших его спутников при нем никого не было, кроме Тимофея, а из местных верующих, хоть и были такие, которые особенно прилепились к Апостолу; но они были еще маловозрастны в духовной жизни. Своих си ищут, — то есть не взошли еще до совершенного самоотвержения, — так, чтобы делу Евангелия готовы были жертвовать всем, и покоем, и достоянием, и жизнию. Святой Златоуст определяет их ищущими «своего покоя и безопасности». А не яже Христа Иисуса. Благоугодное Господу обнимает широкую область,— всю жизнь во всех ее проявлениях. Те, которые были при Апостоле, конечно, делали усердно все, что могли делать в своем месте; но решиться на такое послушание не имели сил по саможалению. Это и выставляет на вид Апостол, в похвалу Тимофею и в урок всем нам, что, если настоящим образом решаемся искать яже Христова, то «должны быть готовы на всякий труд, на все тягостное» (святой Златоуст).

Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу

Ибо все своего ищут, а не Иисус-Христова, то есть те, кои заботятся об одной только своей собственной пользе вместо того, чтобы умирать за людей, вверенных их попечению.

Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу

Здесь имеются в виду эгоисты, которые центром своей жизни ставят собственное благополучие: будь то богатство, или удовольствия, или пустая человеческая слава. Но тут речь и о других, более тонких эгоистах, которые не отрекаются от Христа Спасителя, и даже являются Его служителями. Это те, кто в своих делах, посвященных Церкви Божией, руководятся исключительно своей собственной волей, своими, даже добрыми порывами, но не считаясь с волею Церкви. Служитель Божий должен сообразовать свою деятельность с нормами церковными, и, если его собственные планы идут вразрез с церковными, должен отсекать свою волю, он должен проявлять послушание Церкви Божией. Церковного управления пастыри, а особенно епископы-монахи, навыкшие послушанию Церкви, понимают это и стараются исполнить в жизни своей. А нецерковные священники, типа Григория Петрова, почти все они теперь обновленческие раскольники – всюду стараются вводить свои планы, не считаясь с уставами Божией Церкви.

Важно пастырям Христовым воспитывать в себе дух послушания Церкви. Вот почему очень мудро постановление Церкви, чтобы главные руководители церковной жизни – епископы – были монахи. Если епископ добрый инок, он весь проникается идеею послушания Церкви и является сосудом, благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело (2 Тим. 2:21). Приснопамятный оптинский старец иеросхимонах Амвросий писал одной инокине: «Один прозорливец видел в видении пустынника и послушника. У послушника на шее была золотая гривна, или цепь. Прозорливец спросил: почему такая честь больше всего послушнику. Ему в ответ сказано: пустынник хотя и много трудился, но по своей воле и по своему желанию, а послушник жил в отсечении своей воли и своих желаний благих».

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Блж. Феофилакт Болгарский

Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу

То есть ищут своего собственного спокойствия и безопасности, так как никто свободно не пожелал бы взять на себя такого путешествия. Говорит же это, и восхваляя Тимофея, и вместе с тем научая слушателей не искать покоя; потому что кто ищет его, тот не ищет Христова. Увы! насколько же мы далеки от Христа!

Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.

Марий Викторин

потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу

Это дело было поручено Тимофею потому, что он искренне заботится о вас, и Павел приводит именно эту причину, а также порок и грех: [поскольку] все ищут своего, то есть суетятся, защищают свое, стерегут свое, а это не по-христиански. А что такое по-христиански? Это значит искать в каждом ближнем брата, который Христов.

Комментарий на послание к Филиппийцам.

Лопухин А.П.

потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу

Апостол имеет в виду здесь не сотрудников своих, которые в то время были вдали от него, а обыкновенных, может быть, только недавно обратившихся ко Христу людей.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Фил. 2:19