Толкования на Филим. 1:14

Свт. Иоанн Здатоуст

но без твоего согласия я ничего не захотел делать, чтобы добро твое было не как по нужде, но добровольное

Человек особенно тогда склоняется на просьбу, когда и само дело полезно, и устраивается оно согласно с его волей. Тогда именно бывают два блага: и дающий получает пользу, и принимающий находится в большей безопасности.

Гомилии на Послание к Филимону.

Свт. Феофан Затворник

Без твоея же воли ничтоже восхотех сотворити, да не аки по нужди благое твое будет, но по воли

Будто слышит возражение Апостол: говоришь, он столько благонадежен, что ты хотел оставить его при себе, однако ж спешишь поскорее проводить его от себя; вероятно, благонадежие его не совсем надежно.—Нет, не то, говорит святой Павел. Это препровождение его к тебе имеет совсем другой смысл и другое побуждение. Я не сомневаюсь, что, если б я, оставив его при себе, только известил тебя о том, прося твоего согласия на то, ты охотно бы согласился на то. И доброе бы сделал дело. Но это добро твое имело бы некоторый оттенок вынуждения; я же не хочу, чтоб от тебя шло какое-либо добро, не ко мне только, но вообще, не по воле твоей,— так как в таком случае оно теряло бы всю цену пред очами Божиими: доброхотна бо дателя любит Бог (2 Кор. 9:7). Почему и отослал к тебе Онисима, чтоб если ты распорядишься сделать его услужителем мне, то сделал это по твоей доброй воле. Апостол не настаивает на том, чтоб Онисим обратно был прислан к нему, потому что в этом не настояло крайней нужды: около него всегда много было лиц, готовых сделать для него все нужное, — но оставляет это на свободу Филимону. Святой Златоуст говорит: «Сими словами Апостол внушает, что он больше имел в виду его (Филимона), нежели раба, потому что оказывает ему великое уважение: без твоея, - говорит, воли не восхотех». («И этим смягчает Филимона» — Феофилакт.) Человек тогда особенно склоняется на просьбу, когда и самое дело полезно, и устрояется оно согласно с его волею, — ибо тогда бывает два блага: и дающий получает пользу, и принимающий находится в большей безопасности. Не сказал: «да не по нужде», но: да не аки по нужде. Хотя я знал, говорит, что ты, если б и не был уведомлен об этом деле, а получил об нем известие нечаянно, не стал бы сердиться, но поступил так по особой предосторожности, да не будет благое твое аки по нужде. «Хочу, докончим словами Феодорита, чтоб и ты приобрел из сего выгоду, собственным своим согласием извлек пользу».

Толкование на послание к Филимону.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

но без твоего согласия я ничего не захотел делать, чтобы добро твое было не как по нужде, но добровольное

См. Толкование на Филим. 1:13

Блж. Иероним Стридонский

но без твоего согласия я ничего не захотел делать, чтобы добро твое было не как по нужде, но добровольное

Что чаще всего спрашивают и весьма часто оспаривают: каким образом Бог, создавая человека, сотворил его не благим и справедливым? - тому настоящее место дает объяснение. Ибо поскольку Бог благ по свободной воле, а не по необходимости, то и, создавая человека по образу Своему и подобию, то есть обладающим волей, Бог его не по необходимости сделал благим.

Комментарий на Послание к Филимону.

Ориген

но без твоего согласия я ничего не захотел делать, чтобы добро твое было не как по нужде, но добровольное

Бог не тиранит, но правит, а, правя, Он не насилует, но убеждает. И Он хочет, чтобы те, кто под Его властью, сами бы себя добровольно подчиняли Его руководству, так чтобы чье-либо добро проистекало не из принуждения, но из свободной воли. Именно это говорит с пониманием Павел Филимону в послании относительно Онисима: чтобы добро твое было не вынужденно, а добровольно. В самом деле, Бог всего мог бы произвести в нас некое предполагаемое благо так, чтобы мы оказывали милосердие по необходимости и чтобы мы были целомудренны по необходимости, но Он этого не захотел.

На книгу Иеремии.

Лопухин А.П.

но без твоего согласия я ничего не захотел делать, чтобы добро твое было не как по нужде, но добровольное

См. Толкование на Филим. 1:13