Толкования на Гал. 1:20

Свт. Иоанн Златоуст

А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу

Видишь ли смирение этой святой души, одинаково сияющее повсюду? Он, как бы состязаясь на судилище и готовясь подвергнуться истязанию, заботился о подобном защищении себя.

Гомилии на Послание к Галатам.

Свт. Феофан Затворник

А яже пишу вам, се пред Богом, яко не лгу

Что разуметь под: яже пишу? Все, что сказал о себе святой Павел доселе, особенно же что сказал о своем обращении, об откровении ему Евангелия и о том, что он ни у кого из Апостолов не учился ему, а между тем согласен с ними во всем, будучи согласен с апостолом Петром. Из всего сего выходило, что он есть истинный Апостол Божий. Когда он оглашал галатов Евангелием, то не говорил им об этом; ибо явился пред ними, как Божий посланник, и принят был с полною в его посланничество свыше верою (см.: Гал. 4:14-15). Почему и не настояла нужда говорить тогда о таких событиях, из которых видно, что он послан свыше. Теперь же, когда лжеучители внушили галатам сомнения о том, он выясняет им своею историею, что сомневаться в его Апостольстве нет основания. И сказанного уже довольно было в подтверждение этой истины; но, чтоб и всякий след сомнения изгладить и оградить их от колебаний на будущее, он утверждает слово свое клятвою: се пред Богом, яко не лгу. Это то же, что в других местах: свидетель ми Бог (ср.: Рим. 1:9); свидетеля Бога призываю на душу мою (ср.: 2 Кор. 1:23); Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа весть, яко не лгу (ср.: 2 Кор. 11:31). Видно, что святому Павлу часто предлежало бороться с недоверием к нему даже уверовавших уже. Святой Златоуст дивится по сему случаю смирению святого Павла: «видишь ли смиренномудрие этой души, сияющее везде равно? Ибо он, как бы стоя на судилище и готовясь подвергнуться истязанию, так заботился о защищении себя». Блаженный Иероним сначала излагает мысль текста: «что пишу к вам: есть истинно; Бог свидетель, что я не прикрываю словами никакой лжи» А потом делает и общее наведение: «это можно относить не к тому только, что он теперь пишет к галатам, но и вообще ко всем его Посланиям; все, писанное им, не ложно; сердце его и слова не разногласят».

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу

См. Толкование на Гал. 1:15

Блж. Августин

А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу

Говоря: А в том, что пишу Вам, пред Богом, не лгу, Павел, конечно же, дает клятву, а разве может быть что-то более свято, нежели такая клятва? Ведь клятва не против заповеди, когда зло - не в дающем клятву (Мф. 5:37), а в неверии того, кому ее приходится давать. Из этого следует понимать, что Господь, запрещая давать клятву, желает, чтобы человек, насколько в нем это есть, не клялся подобно многим - когда клятва в устах преподносится как нечто величественное и красноречивое.

Изложение Послания к Галатам.

Блж. Иероним Стридонский

А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу

Это должно понимать в более возвышенном значении: «То, что я пишу вам, находится пред лицом Божиим, т.е. достойно созерцания Божия». А почему достойно созерцания Божия? Именно потому, что я не лгу.

Комментарий на Послание к Галатам.

Блж. Феофилакт Болгарский

А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу

Как бы намереваясь дать показание пред судом, он прибегает к сим словам, чтобы показаться самым достойным доверия.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу

Видно, нужно было для Галатов такое уверение, чтобы они не верили противникам Апостола и не увлекались превратными их толками. Апостол клятвенно уверяет, что его благовествование, или его учение о спасении чрез веру в Иисуса Христа, не есть человеческое; что он получил познание сего учения чрез откровение Иисуса Христа и что это видно из самых обстоятельств апостольского его служения по обращении его ко Христу; т.е. что он, просвещенный Духом Христовым, тотчас стал проповедовать об Иисусе Христе и не учился ни у кого из людей, а возвещал то благовестие, которое получил чрез откровение Иисуса Христа. Галаты, слышав клятвенное уверение Павла, должны были верить тому, что им писал он.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Ст. 20-24 А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу. После сего отошел я в страны Сирии и Киликии. Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, - и прославляли за меня Бога

Подтвердивши истину своего показания клятвою, Ап. делает замечание о том, что имело место в его жизни после указанного выше посещения им Иерусалима. Он отправился из Иерусалима (пробывши некоторое время в Кесарии Деян. 9:30) в страны Сирии и Киликии. Точнее было бы сказать: в Киликию (и именно прежде всего в г. Тарс Деян. 9:30) и - потом - в Сирию, но Ап. упоминает сначала о Сирии, потому что мыслит при этом о расположении стран географическом: с Палестиною же прямо граничила именно Сирия, а потом уже, за Сирией, шла Киликия. Этим упоминанием о далеких от Иерусалима областях Ап. хочет сказать, что он и после посещения им Иерусалима стоял вдали от всякого влияния первоапостолов. Затем он отмечает еще особенно важный для него факт. Разные палестинские провинциальные христианские общины не знали Апостола Павла лично, но слышали, конечно, от иерусалимлян, что Ап. Павел, бывший некогда яростным гонителем христианства, теперь стал проповедником этого христианства. Очевидно, что Ап. Павел в дни своего пребывания в Иерусалиме, - именно в те 15 дней - успел уже выступить там с проповедью Евангелия как вполне самостоятельный проповедник (см.: Рим. 15:19). Этот отзыв иерусалимских христиан о проповеднической деятельности Павла, в общем, очевидно, был очень сочувственный, и провинциальные палестинские христиане славили Бога, сделавшего из врага их - ревностного проповедника о Христе. Ясно - как бы так говорит Апостол, - что в первое время после моего пребывания в Иерусалиме там и мысли не было о том, что я ввожу какое то новое учение о Христе. К нему относились очень сочувственно, и только в последнее время это отношение изменилось…

Толковая Библия.

См. также Толкование на Гал. 1:11