Толкования на Гал. 4:8

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 8-9 Но тогда, не знав Бога, вы служили [богам], которые в существе не боги. Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им

Здесь (апостол), обращаясь к уверовавшим из язычников, говорит, что и служение идолам таково же, как и наблюдение дней, и что оно теперь заслуживает большего наказания. Потому и богов называет он стихиями, а не (богами) по природе, что желает убедить их в том же самом и привести их в больший страх. Слова же его имеют такой смысл: «Тогда вы, пребывая во тьме и проводя жизнь в заблуждении, прикованы были к земле; а теперь, после того как вы познали Бога, или лучше, получили познание от Него, не навлекаете ли вы на себя большего и жесточайшего наказания, если, несмотря на столь великое попечение о вас, снова добровольно подвергаете себя той же самой болезни, которою страдали прежде? Не своими усилиями вы обрели Бога, но проводили жизнь в заблуждении, а Он сам привлек вас к Себе». Стихии же называет он немощными и бедными потому, что они не имеют никакой силы к доставления обетованных благ.

Гомилии на Послание к Галатам.

Свт. Феофан Затворник

Но тогда убо не ведуще Бога, служисте не по естеству сущим богом

Тогда, - когда были в язычестве, не ведали, говорит, вы Бога, то есть Бога истинного, Который Един есть. Без Бога быть нельзя: такова природа наша, что требует Бога, и безбожники выступают из чина естества своего. Оттого все народы имели и имеют Бога или богов; но не все знают единого истинного Бога Апостол говорит: Бога истинного вы не знали. А как без Бога быть нельзя, то вы придумали ложных богов и им служили.

Служисте не по естеству сущим богом. - Не по естеству сущим, μη φυσει ουσι, - не естеством, не физически, не realiter (в действительности), не на самом деле сущим, а выдуманным, служили мечтам своего воображения. Или служили богам, кои хоть и существовали на деле, но не были по естеству своему боги, а: или люди, чем-либо заслужившие память и обоготворенные, или твари небесные или земные, или истуканы, или бесы.

Чем служили, Апостол не указывает. К кому обращена была речь, те знали, чем служили: нечего было и говорить о том. Нам же надо привесть то на намять: жертвами, омовениями, празднествами и подобным. Религии на всем свете, естественно, облекаются в одинаковую форму. Везде храмы, или особые места, везде лица священные, везде свои действия священные, везде свои часы, дни, месяцы. Без этого всего никакой религии быть нельзя. Но только в истинной вере все это выражает истину и ведет к истинному богоугождению и богообщению; в верах же ложных или смешанных с ложью и это все ложно и не ведет к тому, что чрез них ищется.

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 8-11 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги. Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас

Но тогда то, когда не знали Бога, вы служили идолам, кои по природе своей не суть боги. Но ныне вы познали Бога, лучше же - Бог Сам познал вас по делам вашим и избрал вас Себе в народ святой: как обращаетесь опять к ничтожным и немощным началам закона и, когда уже окончилось время их, хотите подчиниться игу рабства? Дни наблюдаете и месяцы и годы, кои соблюдал народ Израильский. Боюсь за вас, чтобы не унизились вы до перехода в иудейство и не напрасны были труды наши, коими мы трудились у вас.

Послание к Галатам.

Блж. Августин

Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги

Когда Павел говорит: вы служили богам, которые в существе не боги, то с очевидностью показывает, что единый истинный Бог есть Бог по природе, через имя Которого Троица воспринимается в самом лоне верующего кафолического сердца. Тех же, которые в существе не боги, выше называет апостол попечителями и домоправителями (Гал. 4:2), поскольку нет творения - пребывает ли оно в истине, воздавая славу Богу, или не пребывает в истине, ища славы своей, - нет творения, говорю я, которое не служило бы, вольно или невольно, провидению Бога… Но подобно тому как магистрат, будучи под законом императора, делает то, что ему позволено, так и попечители и домоправители мира сего не делают ничего, кроме того, что Бог позволяет.

Изложение Послания к Галатам.

Блж. Феофилакт Болгарский

Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги

Здесь обращается он к уверовавшим из язычников, показывая, что соблюдение дней есть идолослужение и что они более, чем прежде, погрешают. Прежде, говорит он, вы хотя бы не знали Бога, так как жили во тьме и заблуждениях и вследствие этого служили солнцу и луне, которые по природе не боги, а теперь, после познания истины, если бы вы стали наблюдать дни, - это было бы ничем иным, как служением стихиям - нечестие еще худшее.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.

Марий Викторин

Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги

Не знать Бога значит не ведать Христа. Ибо через Христа познают Бога. Ныне же, когда явился Христос, Который научил меня и явил через Себя Бога, и Себя - Богом, и через Себя - Отца, уже нельзя не знать Бога.

Комментарий на Послание Галатам.

Лопухин А.П.

Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги

Ап. хочет разъяснить Галатам, что они до обращения в христианство были такими же рабами своих богов, как Евреи - рабами своего закона. - «Вы - говорит Ап. - служили или точнее: были рабами (edouleusate) своих богов, которые по своей природе вовсе не боги». Они делали то, что они никогда не должны бы делать (ср.: Рим. 1:18 и сл.). Положение их притом было гораздо худшим, чем положение Иудеев, потому что Иудеи все же, хотя и рабски, служили истинному Богу, а Галаты рабски служили богам, которые не боги по природе, а - можно бы дополнить - нечистые демонские силы, как об этом Ап. говорил в других местах (ср.: 1 Кор. 8:5; 10:19-22).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Гал. 4:1