Толкования на Гал. 5:3

Свт. Иоанн Златоуст

Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон

Для чего не сказал: возвещаю же, или заповедую же, или говорю же, но: «свидетельствую»? Для того, чтобы этим выражением напомнить нам о будущем суде; ибо, где свидетели, там суд и приговор. Так он устрашает слушателя, напоминая ему о царском престоле, и показывая, что эти слова будут ему свидетелями в тот день, когда каждый должен будет дать отчет в том, что он сделал, что сказал, и что слышал.

Против иудеев. Слово II.

См. также Толкование на Гал. 5:2

Свт. Епифаний Кипрский

Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон

Должен исполнить сказано не о чем-либо запрещенном, но о бремени более тяжком, которое может быть облегчено. Один только Владыка и в силах и умножить это бремя, и облегчить, судя по произволению тех, которые не отказались принять спасение, дарованное Его благодатью в пришествии Его во плоти.

Панарион.

Свт. Феофан Затворник

Свидетельствую же паки всякому человеку обрезающемуся, яко должен есть весь закон творити

Когда обрезался, то уже и весь закон исполняй. Ибо обрезание есть дверь в подзаконность, есть обязательство ко всему закону. Это ясно само собою и было известно всем. Но для чего святой Павел говорит это здесь, и притом с таким напряжением: свидетельствую же паки, - то есть я, Павел, с тою же опять Апостольскою власти ю утверждаю? Или для того, чтоб объяснить, что обрезаться, конечно, не так трудно; но когда обрежешься, то уже и весь закон исполняй, а его исполнить ни мы, ни отцы наши не могли; кто же не исполняет всего закона, под клятвою есть (см.: Гал. 3:10). Таким образом чрез обрезание пойдете вы прямо под клятву и вместо пользы получите от него пагубу. Или, может быть, для того, чтоб противопоставить эту истину уверениям лжеучителей, которые, может быть, говорили: вы только обрежьтесь, а прочее все можно и оставлять, как и мы сами не все исполняем (укоряет их в этом святой Павел [см.: Гал. 6:13]). Нет, говорит против этого святой Апостол: это не так. Кто обрезывается, кто бы он ни был,- не иудей только, но и язычник, всякий человек непременно должен исполнять весь закон. Так постановлено в самом законе; на том он стоит. Если те иначе вам толкуют, то затем, чтоб обмануть вас; они лгут и скрывают истину. Да и само обрезание, одно, для совершения своего, сколько требует? И особого дня, и омовений, и жертв, и особого чина действования, и иерея, совершающего его. Это предостережение нужно было выставить святому Павлу из опасения, не увлекла бы галатов малость дела. Могли подумать: не велико дело, - обрежемся. Обрезаться, говорит как бы им Апостол, точно не великое само по себе дело, но смотрите, к чему оно поведет. К полному иудейству, а иудейству решительный конец положен пришествием Христовым.

Святой Златоуст говорит на это место: «сказав: ничто же пользует,- далее, хотя не прямое и краткое, приводит на то доказательство, говоря так: свидетельствую… и прочее. Дабы ты не подумал, что сие сказано по неприязненному расположению; то не вам только, говорит, свидетельствую сие, но и всякому обрезывающемуся, яко должен есть весь закон творити. Ибо заповеди закона тесно между собою соединены. И как тот, кто, быв свободным, отдался в рабство, делает уже не то, что хочет, но подчиняется всем законам рабства: то же должно сказать и в отношении к закону. Если ты хотя одну часть его примешь и хотя несколько покоришься игу его; то чрез сие привлечешь на себя всю его власть.- И не сим только образом, но и другим еще можно доказывать истину сказанного о законе. Заповеди закона связаны между собою. Например, с обрезанием соединено жертвоприношение и наблюдение дней; жертвоприношение тоже связано с наблюдением дней и места; место с различными видами очищения, очищения неразлучны с множеством различных обрядов; а нечистому не позволяется ни приносить жертвы, ни входить в священные места, ни другое что подобное делать. Таким образом закон для одной заповеди требует многого. Так, если ты обрезался, но не в осьмой день, или и в осьмой день, но без жертвоприношения, или и с жертвоприношением, но не на том месте, которое определено, и не по предписаниям закона, или и согласно с предписаниями закона, но нечистый, или чистый, но очистился не установленными обрядами: то все оные труды твои пропали. Посему и говорит: должен есть весь закон творити,- то есть не часть закона, но весь закон; а если он не господствует уже, то не нужно и части».

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон

См. Толкование на Гал. 5:1

Прп. Нил Синайский

Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон

Боголюбие твое спрашивало меня, что значит написанное Апостолом к Галатам, что обрезанный должен исполнить весь закон Моисеев (Гал. 5:3)? По принятии веры во Христа и света небесного ведения Галаты, по простоте и легкомыслию поверив некоторым коварным и душевредным людям, дошли до того, что готовы были обрезаться и наконец принять и все иудейство, потому что «мал квас все смешение квасит» (Гал. 5:9). И блаженный Павел, желая не погубить, но спасти их, останавливает обольщенных и удерживает их от вредного предприятия и противного правде обрезания, как бы так говоря: если хочешь обрезаться, то субботствуй, приноси жертвы, труби трубою, совершай поставление кущей, оберегайся «мыши и ласицы» (зверёк) (Лев. 11:29), и каждый день омывай одр со всем, что постилается на нем, разрушь и печь (Лев. 11:35); свяжи себя всеми Моисеевыми узами, и снова назло себе созидай то, что прекрасно разорил Господь; возобнови самый тягостный закон, который дан был на некоторое время применительно к состоянию младенчествующих разумом и который Спаситель Христос привел в бездействие совершенными и высокими догматами благочестия. Посему, если любишь обрезание, как самые несмысленные и нерассудительные дети любят кости, погремушки, шары, орехи, то ясно знай, что не имеешь части со Христом, нарушая Христову волю и не крайнюю только обрезай плоть, но отсеки и все служащее к чадородию, что должны делать предписывающие обрезанье, и сим возбуждай мятежи против Церкви. Ибо сие значит сказанное: «о, дабы отсечени быша развращающии вас» (Гал. 5:12) и освобожденных Христом делающие снова рабами!

Письма на разные темы. Пресвитеру Евномию.

Блж. Иероним Стридонский

Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон

Как никто не может служить двум господам, так трудно исполнять и тень, и истину закона [одновременно]. В древнем законе есть тень, пока не воссияет день и не устранится тьма; а истина находится в Евангелии Христовом, ибо благодать и истина произошли чрез Иисуса Христа (Ин. 1:17).

Комментарий на Послание к Галатам.

Блж. Феофилакт Болгарский

Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон

Чтобы не подумали, что по вражде говорится это, он прибавляет: не вам только высказываю это, но и всякому обрезывающемуся, что великую тяжесть вы налагаете на себя. Постановления закона тесно связаны между собой, и если ты признаешь малую частичку закона и подчиняешь себя этому игу, то подчиняешь себя господству всего закона. Ибо обрезание требует жертвы и приурочено к известному дню, а жертва требует места, способа ее приношения и очищений. Нечистый ведь не может приносить жертвы. Очищения опять требуют исполнения других законных предписаний. Видишь, как отвергший Христа не только не получает пользы от Него, но и подвергает себя бесчисленным тягостям? Если закон - господин, так исполняй все, а если нет, то не принимай и частички из него.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.

Амвросиаст

Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон

Кто-то может в определенной степени служить закону и не быть обрезанным - ведь многие римляне в Иудее служили закону без обрезания (Деян. 13:16, 26) … Но никто из обрезанных не исполняет закон полностью, а должен, потому что закон дан обрезанным. Так что здесь Павел говорит: они столь отупели, что заслужили понести все бремя закона.

На Послание к Галатам.

Лопухин А.П.

Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон

С другой стороны Галаты должны взять во внимание и то, что принимая печать обрезания, они через это принимают на себя и обязательство соблюдать весь закон. - Еще свидетельствую. Ап., очевидно, говорил уже об этом во время своего пребывания в Галатии. Это было, вероятно, во второе пребывание Апостола в Галатии, когда он передавал Галатам постановление Апостольского собора (Деян. 16:4).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Гал. 5:1