Толкования на Иак. 1:18

Прп. Никодим Святогорец

Восхотев бо породи нас словом истины, во еже быти нам начаток некий созданием Его 1)

Бог, говорит, восхотев родил нас людей; сотворил по Митрофану, который здесь расширяет понятие, как и то что пишется у Иова «кто есть дождю отец? (т.е. творец) кто же есть родивый (т.е. сотворивший) капли росныя?» (Иов 38:28) и у Исаии «Ты бо еси Отец наш» (Ис. 63:16).

Сказал же «восхотев» брат Божий для тех, которые неистовствуют и говорят, что мир стал сам по себе, а не от Бога, тогда это были Эпикурейцы, а ныне безбожники. Поскольку выше сказал, что близко нет в Боге перемены или какого-то ни было изменения, и словом этим показал, что Бог неизменяем, Он не имеет ни начала рождения, ни конца. Поэтому далее говорит, что восхотев Сам родил нас несуществующих. Потому что если нас не было, и мы родились, явно что мы изменяемы и переменяемы. Как может не меняться то, что пришло из несуществующего в существующее с помощью изменения?

Далее, поскольку сказал, что Он родил нас, дабы никто не подумал, что Бог подобно нам родил и Сына Своего, последовательно говорит, что нас родил словом истины, «вся, по евангелисту Иоанну, Тем быша» т.е. через истинное Слово Божие (Иоан. 1:3), таким образом, если создание 2) нас людей было через Сына и Слова, значит мы созданные, не единосущны со несозданным Словом Отца, Которым мы создались, и не соприсносущны Ему 3).

Начатком называет первое и честнейшее. Создания чувственной и видимой природы. Святой же Митрофан на «начаток», такое даёт толкование: «поскольку мы стали от Него, дабы были начатком видимых Его тварей. Сие есть красота, честь, превосходнейшее творение. И дабы ничего от нашей первоначальной природы не погубить, приняли мы начальство от сотворившего нас, чтобы обладать и начальствовать над всеми другими животными, плавающими, живущими на суше и летающими.

Мне кажется, что начатком называет здесь человека божественный Иаков, что он есть малое средоточие, или лучше сказать эпилог, завершение не только видимых созданий, но и невидимых и умных. Потому что создан человек из обоих, из чувственных, и из умных, как сказал Богослов Григорий. Демокрит и другие мудрые называют человека микрокосмосом, как имеющего в себе все виды всего мира.

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Прп. Исидор Пелусиот

Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий

Слово рождение по отношению к Сыну употребляется в собственном смысле, по отношению же к тварям - в несобственном. О Сыне так говорится ради Его истинности и единосущия, о тварях же - ради чести и сыноположения. Восхотев, родил Он нас словом истины.

Письма.

Блж. Феофилакт Болгарский

Восхотев бо породи нас словом истины, во еже быти нам начаток некий созданием Его

Сказал восхотев, потому что есть люди, которые по наваждению беса умствуют, что мир составился как бы случайно. Выше сказал: у Негоже несть пременения и тем показал, что Божество неизменяемо; теперь присовокупляет: восхотев бо породи нас. Если мы произошли, то явно, что мы не неизменяемы, ибо возможно ли, чтобы неизменяемым было то, что из небытия пришло в бытие через изменение?

А чтобы по поводу слова «породил» не подумал кто, что Бог и Сына родил так же, как нас, апостол присовокупил: словом истины, ибо, по словам Иоанна Богослова, все чрез Него начало быть (Ин. 1, 3), то есть через Слово истины; посему, если мы произошли через Слово, то не однородны с Тем, от Кого произошли по бытию. Слова начаток некий означают преимущество и высшее достоинство, а созданием называет видимую природу.

Толкование на соборное послание апостола Иакова.

Иларий Арелатский

Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий

Ибо, как добродетели небесные служат началом небесных творений, так мы являемся началом для творений земли.

Трактат на семь Кафолических посланий.

Андрей Монах

Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий

Применительно к Сыну о рождении говорится по существу, по аналогии же - применительно к творениям. О Сыне - ради истины и единосущия, о них - ради чести и усыновления. Поэтому одинаковое название пусть не рождает одинаковой чести, а аналогические высказывания пусть не считаются сказанными по существу. [Начаток] - вместо слов «первые» и «более драгоценные». Созданиями же он называет видимую природу, более драгоценным которой он показал человека.

Фрагменты.

Беда Достопочтенный

Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий

Как говорил Иаков выше, всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит от Бога, и теперь он добавляет, что Бог преображает нас водами возрождения из детей тьмы в детей света не по нашим заслугам, но только по Своей благой воле. Чтобы мы не сочли, что, родив нас, Бог соделал нас едиными с Ним по природе, Иаков продолжает свою мысль словами: чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий. Здесь он имеет в виду, что, восхотев, родил Он нас словом истины и выделил нас среди прочих Своих созданий.

О семи Кафолических посланиях.


И Господь в Евангелии [говорит]: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15:16). И у пророка Осии [сказано]: Возлюблю их по Своей воле (Ос. 14:5). Подтверждая сказанное прежде: Всякое даяние наилучшее и всякий дар совершенный нисходит от Бога, апостол [этим] добавляет, что Бог по Своему благоволению, а не по нашим заслугам, посредством воды возрождения, превратил нас из сынов тьмы в сынов света. Чтобы нам быть неким началом Его творения. Чтобы мы не подумали, будто в этом рождении мы становимся тем, чем Он является Сам, поэтому апостол показывает некое дозволенное для нас первенство в творении через усыновление такого рода. Ведь некто перевёл эти слова так: восхотев, Он родил нас словом истины, чтобы нам быть начатками Его творений. То есть, чтобы нам быть лучшим из творений, которые мы видим. Ибо закон предписывал посвящать Господу начатки плодов и животных, а для устроения скинии [Моисей] повелел приносить начатки золота и серебра, то есть самое лучшее из металлов. И о древнем народе Божьем сказал пророк Иеремия: Израиль – святой для Господа, начаток плодов Его (Иер. 2:3).

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Экумений

Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий

Прежде [апостол] сказал: у Которого нет изменения (Иак 1:17) - и тем самым показал, что Божество неизменно. Теперь же он пишет: Восхотев, родил Он нас. Если мы были рождены, то, значит, мы подвержены и изменениям. Как же [может быть] неизменно то, что было произведено из не сущего в сущее, [то есть] путем изменения?

Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.

Еп. Михаил (Лузин)

Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий

Восхотев, Он родил нас словом истины: рождение здесь разумеется не естественное рождение человека для физической жизни, но рождение духовное, или возрождение, рождение свыше (ср. прим. к Ин. 3:3-5), оживление мертвого грехами человека для жизни святой и непорочной в Царстве Христовом. Как на орудие сего возрождения апостол указывает на слово истины (ср. Еф. 1:13; 1 Кор. 1:5; 2 Тим. 3:15), под которым разумеется Евангелие, называемое так потому, что Бог открыл в нем человечеству всю истину. Верою в Евангелие совершается возрождение человека, ибо этой верой он усвояет себе искупление, совершенное Христом, и вступает в новый завет с Богом, возрождается для жизни новой и святой. Эту последнюю мысль, или цель возрождения, апостол выражает оригинальным изречением: чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий. Образ выражения взят от принесения и посвящения Богу начатков плодов, как поведено было законом. Первенствующие христиане представляются у апостола начатком плодов духовных новой нивы Божией (ср. 1 Кор. 3:9), или Царства Божия на земле, то есть Церкви Христовой. Не только все человечество, но и вся тварь, все создания ожидают, по созерцанию великого апостола Павла (Рим. 8:18 и далее), восстановления, которое началось с первого пришествия Христова и окончится после второго; уверовавшие во Христа первые христиане и именуются начатком новосозданий Божиих. Это возрождение, или новосоздание, Бог совершил единственно в силу своего хотения (восхотев), определяемого любовию Бога к человеку (ср. прим. к Ин. 3:16 и парал.), а не по каким-либо правам и заслугам человека. Если же Он это величайшее благо человека устроил единственно по Своей всеблагой воле и любви, то как может быть, чтобы Он был виновником погибели человека, например – искушал его на погибель? Это два понятия, противоречащие и взаимно исключающие себя. Этим решительным словом апостол оканчивает опровержение нелепого заблуждения, что Бог искушает человека на погибель, и доказательство, что Бог так не искушает никого (ст. 13).

Толковый Апостол.

Лопухин А.П.

Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий

Как на высшее проявление любви и благости Божией, Апостол указывает на возрождение людей словом истины (λόγῳ ἀληθείας), в доказательство того же положения, что от Бога может исходить только одно доброе. «Возрождение - этот совершеннейший дар, исходящий от Отца светов, есть дело благой воли Божией. Покоясь в глубине божественного существа, оно составляет полную противоположность тому, что производит грех, именно последний, как зачинающая мать (отсюда употребление άποκύειν вм. γειναν) рождает смерть, а Бог, как бы уподобляясь также матери, породил нас в новую жизнь» (проф. Богдашевский). Величие этого благодеяния показывается уже тем, что оно даровано людям незаслуженно, единственно по всеблагой воле Божией - «восхотев», βουληθεὶς. «Сказал «восхотев», потому что есть люди, которые умствуют, что мир составлен случайно» (блаж. Феофил.). Несомненно, здесь идет речь не о творении мира и человека, а о возрождении человека посредством проповеди Евангелия (ср. 1Кор.1:5; 2Тим. 15), именуемого силою Божиею (Рим 1:16): верою в Евангелие полагается основание духовного возрождения человека, который этою верою усвояет себе искупление, совершенное Христом, и вступает в новый завет с Богом, возрождается для новой, святой жизни. Цель духовного возрождения обозначена у Апостола словами: εἰς τὸ εἶναι ἡμᾶς ἀπαρχήν τινα τῶν αὐτοῦ κτισμάτων, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий. Здесь Апостол, имея в виду обычай библейских евреев - во исполнение требования закона (Исх 22:29; 23:19; 34:22; Лев 2:12; Чис 18:12; Втор 18:4; 26:10; Притч 3:9; Иез 20:40) приносить в дар Богу и святилищу его первые и лучшие плоды (решит биккурим) земли, называет первенствующих христиан начатком плодов духовной нивы (как и у Ап. Павла, 1Кор.3:9) в смысле первенства времени и достоинства (primi et honoratissimi, по Икумению). При этом Апостол рассматривает христиан в отношении к целому миру, как творению Божию. Обновление должно коснуться всего мира, так как все создания ожидают, по Ап. Павлу (Рим 8:19-21), восстановления в первобытном совершенстве; такое восстановление началось с первым пришествием Христовым, а окончится по втором Его пришествии. Христиане же, по Ап. Иакову, суть первые начала, первые носители этого обновления, вследствие малочисленности своей называемые «некий начаток». По блаж. Феофилакту, слова «начаток некий» означают преимущество и высшее достоинство, а «созданием» называет видимую природу«.

Если, таким образом, Бог по единой свободной любви и благости восхотел возродить людей и сделать их началом обновления всего мира, то может ли Он искушать человека ко злу и на погибель? Давая в ст. 18 последнее основание для опровержения пагубного заблуждения (ст. 13), Апостол, вместе с тем, в упоминании о возрождающем человека «слове истины» предлагает тему для последующей своей речи (ст. 19-27) об отношении христиан к этому слову истины.

1) В других источниках «Сам восхотев бо породи нас словом истины».
2) Некоторые учителя понимали это изречение, что воспринимается через воссоздание и Крещение и через слово истины, второе и духовное возрождение христиан, как некий начаток Божиих творений, также и прочих людей, но не через первое общее творение всех людей. Христиане же были избраны из всех языков, как начатки и избрание Божие, как и говорит Павел к Фессалоникийцам: «ведяще, братие возлюбленная, от Бога избрание ваше» (1 Фес. 1:4).
3) Рождение Сына и Слова Божия, есть дело Божественной природы, наше же рождение, т.е. сотворение, есть дело Божественной воли. Как сказал святой Иоанн Дамаскин: «Поэтому в Боге, Который один только бесстрастен, неизменяем, непреложен и всегда одинаков, бесстрастно как рождение, так и творение. Ибо, — будучи по естеству бесстрастен и чужд истечения, потому что прост и несложен, — Он не может подлежать ни страданию, ни истечению ни в рождении, ни в творении, и не имеет нужды ни в чьем содействии. Но рождение (в Нем) безначально и вечно, так как оно есть действие Его естества и происходит из Его существа, иначе рождающий потерпел бы изменение, и был бы Бог первый и Бог последующий, и произошло бы приумножение. Творение же у Бога, как действие хотения, не совечно Богу. Ибо приводимое из небытия в бытие не может быть совечно Безначальному и всегда Сущему» (Точное изложение православной веры, кн. 1, гл. VIII), и Богоносный Максим сказал: «то, что стало по воле Сотворившего, никогда не может быть соприсносущно Восхотевшему сотворить оное» (Главы гностические, сотн. 3, гл. 7).