Толкования на Иак. 1:20

Свт. Григорий Двоеслов

ибо гнев человека не творит правды Божией

Потому что, в то время как взволнованный ум ухудшает способность своего рассудка соображать, все, что ярость подбрасывает, он считает правильным.

Нравственные поучения на Книгу Иова.

Прп. Никодим Святогорец

Гнев бо мужа правды Божия не соделовает

Правда, по Феофилакту и Икумению, это есть добродетельная привычка, находящаяся в душе человека, которая воздаёт каждому по достоинству. Гнев же, поскольку уничтожает и разумных людей, как говорит Приточник «гнев губит и разумныя» (Притч. 15:1), как же может то, что омрачает ум с превосходящей пределы страстностью, как же может, говорю, это составлять правду, данную каждому для достоинства и рассуждения и правомыслия? Это невозможно. Но может кто-то скажет, почему же брат Божий употребляет здесь преславное имя и называет мужем гневающегося? На сие отвечаем, что в священном Писании не делается разницы в слове «муж». Потому что, иной раз это имя даётся добрым и праведным людям: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс. 1:1) и «Блажен муж творяй сия» (Ис. 56:2), иной же раз злым и несправедливым: «да оставит… муж беззаконен советы своя» (Ис. 55:7) и много подобного сим.

Ещё стоит обратить внимание, что не сказал брат Божий: не делает, но с приставкой, не соделовает, и это означает что, не лишается гнев абсолютно всей правды, потому что, возможно найти и в страсти гнева некую пользу[15].

Прибавляет же святой Митрофан, что бездумно и неразумно гневающиеся, пусть не берут в помощь своей страсти выражение «всуе», как сказал Господь: «гневаяйся на брата своего всуе» и другое: «косен» как выше сказал Иаков, оправдывая себя что гневаются праведно и всегда для исправления и пользы согрешающих. Нет. Да не «непщуют вины о гресех», но да поучаются, как исцелить страсть гнева, которая в них, и как приобрести долготерпение. Чтобы гневом не наносить раны своим братьям, а наиболее себе самим. Потому что если по Соломону «кроткий муж сердцу врач» (Притч. 14:30), то конечно гневливый и малодушный становится растлителем своего сердца и наносит вред душе своей, и в настоящей жизни и в будущей, поскольку лишается и теряет Божию правду, как говорит здесь брат Господень. Теряя же Божию правду, теряет вместе и царство Божие, потому что они соединены, как соединил их в заповеди Господь сказав «ищите же прежде царствия Божия и правды его» (Матф. 6:33)[16].

Поэтому если и простительно гневаться по благовидной причине, однако нет препятствий не гневаться вовсе. Конечно же похвалы достойно то, чтобы не возмущаться совсем от гнева, но пребывать в долготерпении и кротости: «лучше муж долготерпелив паче крепкаго, удержаваяй же гнев паче вземлющаго град» (Притч. 16:32), ещё: «благ терпеливый паче высокаго духом» (Еккл. 7:8). Сказал же и Павел: «аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго (не гневом, но) духом кротости» (Гал. 6:1), и у Сираха: «чадо, в кротости дела твоя препровождай» (Сир. 3:17).


[15] Потому что, гнев и ярость мы противопоставляем страсти сладострастия, прогоняем лукавые и постыдные помыслы, ненавидим грех и демонов, показываем ревность по вере в заповедях Божиих, и творим отмщение всякому преступлению и преслушанию. Как сказал Великий Василий: «Ибо раздражительность есть душевный нерв, сообщающий душе силу к прекрасным предприятиям. И если когда случится, что душа расслаблена сластолюбием, раздражительность, закалив ее, как железо закаливается погружением, из слабой и весьма изнеженной делает ее мужественною и суровою. Если ты не раздражен против лукавого, невозможно тебе ненавидеть его, сколько должно. И Господь гневающемуся напрасно угрожает судом, но не запрещает где должно употреблять гнев, как бы в виде врачевства. Ибо слова: «вражду положу между тобою» и между змием (Быт. 3:15), и: «враждуйте мадианитом» (Чис. 25:17), — слова научающего пользоваться раздражительностию как оружием» (Беседа на гневливых). Поэтому и Соломон говорит: «Блага ярость паче смеха, яко во злобе лица ублажится сердце» (Еккл. 7:4). Злобой лица, святой Митрофан называет праведный гнев, в образе строгости, через который, лукавые делатели, часто обращались к благим делам.

[16] Поэтому сказал Богоносный Максим: «Если правда есть равное каждому по достоинству даяние, то царство есть законное вселение».

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Прп. Иоанн Кассиан

ибо гнев человека не творит правды Божией

Если [гнев] гнездится в сердцах наших и ослепляет око ума вредным мраком, то <…> не можем достигнуть и жизни бессмертной, хотя в мнениях людей и кажемся благоразумными… не можем с прозорливой рассудительностью соблюдать и законы правды, хотя бы мы во мнении всех считались совершенными и святыми, ибо гнев человека не творит правды Божией.

Постановления киновитян.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Гнев бо мужа правды Божия не соделовает

Правда есть свойство души, воздающее каждому должное, а гнев губит и разумных (Притч. 15, 1). Как же он, в страстном размере помрачая ум, составит добродетель, которая рассудительно воздает каждому должное? Примечай и то, что апостол сказал не просто о том, кто правды Божия не соделовает, но о том, кто мужается в пагубном для него самого. А что у него такая мысль, видно из выражения блажен муж, который не ходит на совет нечестивых (Пс. 1, 1), ибо прибавление приставочного члена показывает, что слово «муж» означает имеющего склонность к тому или другому, к добру или к злу. Нужно приметить и то, что апостол не просто сказал: «делает», но с предлогом, в значении «исполняет». Это значит, что гнев не совершенно чужд правды, ибо в гневе можно усматривать некоторую пользу, поскольку в нем, как и во всяком душевном движении, за неимением похвального можно находить не одно худое, но нечто и полезное.

Толкование на соборное послание апостола Иакова.

Беда Достопочтенный

ибо гнев человека не творит правды Божией

Понять, что здесь имеется в виду, легко: тот, кто неосмотрительно предается пороку гневливости, даже если выглядит праведным перед людьми, в глазах Божиих еще не совершенен. Выходящий из себя судья-человек, даже когда он справедливо судит за прегрешения, не способен уподобиться праведному Судии, Который никогда не теряет совершенного спокойствия.

О семи Кафолических посланиях.


Легко понять смысл: неосторожен тот, кто подчиняет себя пороку гневливости. Даже если он считается у людей честным, перед Божественным судом он ещё не является вполне справедливым. Впрочем, [здесь] возможен и более возвышенный смысл, ибо о Господе сказано: Но Ты, Господи сил (Владыка силы – Vlg.), судишь с кротостью (Прем. 12:18). Любой судья, будучи человеком, судит провинившегося, [уже] утратив спокойствие духа. Но, даже совершая суд справедливо, он не может являть правду Божественного суда, которая не допускает [никакого] беспокойства.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Еп. Михаил (Лузин)

ибо гнев человека не творит правды Божией

Причина, почему всякий должен быть медлителен на гнев, – та, что гнев человека правды Божией не творит, то есть человек, обладаемый гневом, спорливостию или сварливостию, даже вообще в состоянии страсти, не делает правды, угодной Богу и свойственной Ему, каковой Он и от людей требует; такой человек судит обо всем и делает по страстному увлечению, более или менее неправильно. Правда Божия не находит себе выражения в его словах и действиях. «Правда есть свойство души, воздающее каждому должное, а гнев губит и разумных (см.: Притч. 15:1). Каким же образом гнев, помрачая ум, когда доходит до размеров страсти, составит добродетель, которая рассудительно воздает каждому должное?» (Феофилакт).

Толковый Апостол.

Лопухин А.П.

ибо гнев человека не творит правды Божией

См. Толкование на Иак. 1:19