Толкования на Иак. 3:12

Прп. Никодим Святогорец

Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду

См. Толкование на Иак. 3:11

Блаж. Феофилакт Болгарский

Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду

См. Толкование на Иак. 3:9

Беда Достопочтенный

Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду

Большинство глупцов склоняют свое сердце к дурным словам, извиняя себя во грехе, словно бы могла маслина принести плоды милосердия, а их жизнь - жар любви.

О семи Кафолических посланиях.


Вполне понятно, что как [одно] дерево не может приносить плоды другого дерева, прекратив приносить свои, так и злоречивый, даже если и окажется, что он говорит иногда что-то доброе, всё равно не может иметь благословенного плода. А если бы кто захотел это глубже исследовать, то под смоковницей, чьими листьями наши прародители, после осознания своего преступления, скрыли свою наготу, можно понимать одежду оправдания, в которой они пытались тогда отклонить от себя обличение Творца и переложить вину на Него Самого, а теперь многие из глупцов уклоняют своё сердце к лукавым речам для измышления оправдания в грехах (Пс. 140:4). Под маслинами можно понимать плод милости, а под виноградной лозой – опьянение от любви. Сказано: я же, как маслина плодоносная в доме Господа (Бога – Vlg.), уповаю на милость Бога моего (Пс. 51:10), то есть, как приносящий плод милости, я и сам уповаю на милость Господню. И ещё сказано: и чаша Твоя пьянящая, как она прекрасна! (Пс. 22:5). Известно, что это сказано о любви Божьей, которая излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5:5). Следовательно, не может смоковница приносить маслины, потому что всякий, кто предпочитает оправдываться, а не признаваться в грехах, никогда от всего сердца не творит ради ближних дел благочестия (которые совершаются вместо грехов), но делает это скорее по гордости. Ни виноградная лоза – смоквы, потому что тот, кто полностью предаётся опьянению от Божественной любви, уже никого, кроме себя самого, не винит в своих грехах.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Андрей Монах

Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду

Будучи любоначальными и хвастаясь мирской премудростью, они проповедовали с враждой и ревностью к правым учителям, занимаясь демагогией, и завидуя им, и смешивая с Божественным человеческое, чтобы новизной речей обольщать людей. Отсюда и вышли ереси. Такие учения он запрещает, так как они произошли не от Божией премудрости, но от бесовской. Это он сказал, восхвалив благое учение, мудрость от кротости слов и благих дел.

Фрагменты.

Лопухин А.П.

Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду

См. Толкование на Иак. 3:11