Толкования на Иак. 4:1

Сщмч. Дионисий Александрийский

Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших

Изречение: откуду брани и свары в вас?.. - показывает, что хотя и составляются у них витиеватые поучительные речи, однако все они люди плотские и находятся в самом тяжком состоянии. Это же осуждает и Павел: идеже бо в вас, говорит он, (зависти и) рвения и распри, не плотстии ли есте? (I Kop. III, 3). У кого достаточно земли, тот, увидев, что поле соседа больше, старается увеличить свое, а равно и дом свой сделать выше.

Фрагменты с толкованиями на послание Иакова.

Прп. Никодим Святогорец

Откуду брани и свары в вас? не отсюду ли, от сластей ваших, воюющих во удех ваших

Этими словами показывает брат Божий, по Феофилакту и Икумению, что имеющие земную и плотскую и бесовскую премудрость, есть лжеучителя, хотя и показывают, что они добродетельны и духовны, однако на самом деле являются плотскими и страстными. Из-за этого вражды и распри поднимают против своих братьев, по Митрофану. Почему? Чтобы исполнить сласти и пожелания своего тела, или ради услаждающих трапез, о них же Павел сказал «таковии бо Господеви нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву» (Рим. 16:18), или чтобы приобрести имения и стяжания, или чтобы иметь светлые домы и прочее подобное, что им внушает дьявол желая погубить их. Сии желая всех этих сластей и услаждений, не получая же их, погружаются окаянные в зависть, вражду и памятозлобие, так, что ищут умертвить своих братьев, чтобы забрать их имущество, иные же ради женщин, а иные ради богатства.

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блж. Феофилакт Болгарский

Откуду брани и свары в вас? не отсюду ли, от сластей ваших, воюющих во удех ваших? - Апостол показывает, что хотя упомянутые люди присваивают себе звание учителей, однако они совершенно плотские. Они делают много весьма противного, изобретают себе удовольствия: одни ищут пышного стола, что осуждает и Павел, говоря, что такие люди служат не Господу, а своему чреву (Рим. 16, 18); другие желают приобрести поместья; иные - богатых домов; иной еще иного, что внушает им лукавый, старающийся лишить их спасения.

Андрей Монах

Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших

Апостол показывает, что они не представляют себе учительное слово, поскольку они все плотские и совершают тяжкие [грехи].

Фрагменты.

Беда Достопочтенный

Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших

Вожделения воюют в членах ваших, когда ваши руки, или язык, или другие какие части тела невоздержно повинуются тому, что нашептывает им бесстыдный разум, о чем и писал Иаков в первой части своего послания: Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак. 1:14). Но возможно также, что здесь имеются в виду вожделения земных благ, указывающих на блага небесные: уважение, честь, достоинство. По этой и множеству других причин в нас часто ведутся битвы между злом и добром.

О семи Кафолических посланиях.


То есть, от ревности и соперничества, против которых говорил апостол. Поэтому и здесь для более обстоятельного объяснения он добавляет: от вожделений ваших, воюющих в членах ваших. Вожделения воюют в членах, когда руки, или язык, или другие члены [тела] неудержимо следуют тому худому, что внушает нечестивый ум. Об этом говорил апостол в начале Послания: но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак. 1:14). А под вожделениями в этом стихе можно понимать земные блага, то есть, жажду власти, богатства, почестей, званий. Ведь из-за этого и подобного между злыми начинаются бесчисленные битвы и ссоры.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Лопухин А.П.

Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших

В полную противоположность небесной мудрости и плодам ее - правде и миру (III:17-18), св. Апостол строго и в сильном возбуждении духа обличает теперь в читателях господство земной, плотской мудрости, первыми признаками которой являются брани или вражды (polemoi) и свары или распри (macai) среди них. «Войны» и «сражения» (таков буквальный смысл греческих терминов, взятых Апостолом для изображения нравственного состояния читателей) здесь, несомненно, имеют переносный смысл: отнюдь нельзя здесь видеть (вместе с Лянге) войны и сражений иудеев против римлян, так как послание Апостола Иакова написано ранее роковой для иудеев войны с римлянами (66-70 гг. по Р. X.). Как показывает дальнейшая речь Апостола (ст. 2-3 и далее, IV:13-17 и V:1-6), предметом обличения его служат главным образом столкновения на почве корыстолюбия и вообще неумеренной привязанности к миру и его благам. Поставив в первой половине ст. 1-го вопрос: откуда происходят среди читателей этого рода столкновения, жажда и распри, Апостол во второй половине стиха дает и ответ о причине или источнике враждебных столкновений, указывая - в вопросной же форме, - ту же истину, которую высказал еще в гл. I, ст. 14-15, - что корень внутреннего разлада в человеке составляют его похоти, страсть к наслаждениям - hdonai, греховные вожделения, имеющие органом своего проявления телесные члены. Люди «изобретают себе удовольствия, одни ищут пышного стола, что осуждает и Павел, говоря, что такие люди служат не Господу, а своему чреву (Рим 16:18), другие желают приобрести поместья; иные - богатых домов; иной еще иного, что внушает им лукавый, старающийся лишить их спасения» (блаж. Феофил). «Тот внутренний разлад в человеке, о чем говорит здесь св. Апостол, лучше всего надо представлять, как чисто внутреннюю вражду между плотью и духом, сластьми и умом. Здесь причина внешних столкновений. Плоть тянет к земле, дух - к небу; между ними происходит борьба, оканчивающаяся часто печально для духа, и отсюда проистекают и столкновения внешние из-за земных интересов и наживы» (еп. Георгий).