Толкования на Иак. 4:11

Свт. Кирилл Александрийский

Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья

Все, что дается с трудом, лишает наши мысли страстности — порождающего высокомерие начала. Некоторым, между тем, следует рассматривать самих себя и жить в соответствии с Богом. Они не делают этого, хлопоча о другом. И если видят кого-то слабого, начинают его порицать и злословить, словно бы забыв о собственных немощах. Осуждают, не видя, что и сами поражены точно так же, как и те, на кого клевещут, осуждают [при этом] самих себя. Именно об этом пишет и мудрейший Павел: Ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя (Рим 2:1).

Фрагменты.

Прп. Никодим Святогорец

Не оклеветайте друг друга, братие; оклеветаяй бо брата или осуждаяй брата своего, оклеветает закон и осуждает закон; аще же закон осуждаеши, неси творец закона, но судия

Поскольку клевета рождается от гордости, а то, чтобы не клеветать, рождается от смирения, то святой Иаков, сказав выше о смирении, здесь последовательно собирает слова в одну гармоничную заповедь для смиряющихся и говорит: братья мои христиане, не клевещите один на другого, потому что, кто клевещет и осуждает брата своего, тот клевещет и осуждает закон Божий. Под законом же Божиим разумеет здесь или заповедь закона «возлюбиши искренняго твоего яко сам себе» (Матф. 22:39) по святому Митрофану, или «Не судите, да не судими будете» (Матф. 7:1), и «Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях» (Пс. 100:5) по святому Феофилакту и Икумению. Итак, кто смирен по образу мыслей, тот видя большое бревно, которое имеет в очах своих, т.е. видя свои большие согрешения, попечётся перво-наперво, об исцелении своего недуга, и не захочет видеть маленькую щепку, которая в глазу своего брата, т.е. небольшие согрешения. Но и увидев их, скорее умолчит, оплакивая только свои недуги. Скажет же если кто, что имеет жизнь добродетельную и безупречную, и поэтому имеет извинение судить других, первое что должно таковому услышать, это то, что он достиг края гордости, потому что, считает себя взошедшим на высоту добродетелей и поэтому осуждает брата своего, имея серьёзный образ мыслей, в то время когда Господь говорит: «егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы; еже должни бехом сотворити сотворихом» (Лк. 17:10). Считающий же себя рабом неключимым, никогда не будет любопытствовать или осуждать, согрешения своего собрата[57]. Видишь же, что святой Иаков здесь делает заключение и говорит, ты который осуждаешь брата твоего, осуждаешь закон Божий повелевающий любить брата, как самого себя. Если же осуждаешь закон Божий, то ты уже не творец закона, но судья, т.е. ты уже не под заповедью хранить закон, но как осуждающий его. Потому что, закон повелевает любить брата своего как самого себя, ты же ненавидя его, не только не любишь его как самого себя, но обвиняешь его и осуждаешь, из этого явно, что ты уже не хранишь закона, но судишь закон и обвиняешь его, что он неразумно повелел заповедь любви. Если же закон осуждаешь, явно, что вместе осуждаешь и Законодателя Бога, что Он не установил закон хорошо и полезно. Видишь христианин, на какую крайнюю степень зла доходишь, осуждая брата своего? Осуждая брата своего, повеления закона осужда- ешь. Осуждая повеления закона, осуждаешь сам закон. Осуждая же закон, осуждаешь Самого Законоположника. Если же осуждаешь Законоположника, явно что творишь себя равным или высшим Законоположника, потому что, по естественному смыслу, осуждающий, выше осуждаемого. Таким образом, ты, осуждающий другого, есть один из богопротивников и другой отступник денница, борющийся за то, чтобы быть выше Законоположника.


[57] Не рассудилось нам, благовидным умолчать о том даре рассуждения, с которым толкует Соборные Послания, прекрасный толкователь Митрофан Смирнский. Говорит следующее: что хотя божественный Иаков пишет здесь, чтобы мы не судили наших братьев, тем более единоверных, как и Господь это показывает говоря: «Что же видеши сучец, иже во оце брата твоего?» (Матф. 7:3), и Павел: «Ты же почто осуждаеши брата твоего?» (Рим. 14:10), и в целом апостол Павел говорит, что даже и неверных не подобает нам судить: «Что бо ми и внешних судити? Не внутренних ли вы судите? Внешних же Бог судит.» (1Кор. 5:12). Поскольку же сказал Господь: «не судите на лица, но праведный суд судите» (Ин. 7:24), и апостол предал суду, блудящего со своей мачехой христианина в Коринфе, то божественный Митрофан говорит, что должно обличать и даже судить, с ревностию и дерзновением, как неверующих и еретиков, так и верующих и православных. Неверующих же и еретиков должно судить за неверие и ересь и обличать (если возникнет такая потребность), но не судить их лукавые дела, следующие за ересью и неверием. И не отвращаться от общения и бесед с ними, поскольку если мы не хотим иметь с ними общения, то должны выйти из мира, который переполнен неверных и еретиков, как сказал Павел: «Писах же вам в послании не примешатися блудником; и не всяко блудником мира сего (т.е. неверным)… понеже убо должни, бы есте были от мира (сего) изыти» (1Кор. 5:9-10). Этими словами апостол показывает, что лукавые дела неверных и еретиков не надо выставлять на обзор, но только с неверием и ересью надо вести борьбу. Будем же иметь их как врагов за их догматы, возлюбленных же, за общего у нас Бога и Отца, как и Павел написал о Евреях: «По благовествованию убо, врази вас ради; по избранию же, возлюблени вас ради» (Рим. 11:28). Подобает же судить и единоверных братьев наших, но каких? Тех, которые явно и бесстыдно согрешают, к общему соблазну людей, показывая же и другим, злой пример греха. И согрешают согрешениями запрещёнными законом Божиим. Таковых подобает обличать и не иметь с ними общения, как Павел заповедует нам говоря: «аще некий, брат именуемь, будет блудник, или лихоимец, или идолослужитель, или досадитель, или пияница, или хищник: с таковым ниже ясти» (1Кор. 5:11). И ещё о праздных и не делающих никакой работы, но бесчинно поступающих пишет: «Аще же кто не послушает словесе нашего посланием, сего назнаменуйте и не примешайтеся ему, да посрамится; и не аки врага имейте его, но наказуйте якоже брата» (2Фес 3:14-15). И ещё: «и не приобщайтеся к делом неплодным тмы, паче же и обличайте» (Еф. 5:11). Невозможно же прервать общение или обличить дела неплодные, если вначале не осудить делающих таковые. Тех же, которые согрешают незначительными и простительными согрешениями, по нерадению или делают то, что не запрещает закон Божий, но находящееся в их собственной власти, сделать то, или не сделать (как было во власти Павла, питаться от благовествования, или нет), или хотя и делают дела запрещённые законом, но делают их не явно, а есть только, такое подозрение, таковых, говорю, не должно, ни судить, ни обличать. И сего достаточно об обличаемых. Скажем же каковы должны быть судящие других. Это начальствующие в народе, патриархи, архиереи, иереи, духовники, учителя, внешние судьи, родители и все имеющие власть, сии по преимуществу должны судить согрешающих. С начала единожды или дважды увещевая и советуя им вместе с немногими другими. После же сего, если видят их непокоряющимися и неисправленными, то подобает обличить их явно и наложить наказание, или отлучением от Таинств, или лишением беседы с другими братьями, или внешним наказанием. Простые же Христиане, и люди общего звания, должны только советовать согрешающим, наедине, с братской любовью и смирением, а не способом отмщения, чтобы как кажется отлучить тех от греха, и да не обличают и не осуждают.

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 11-12 Не оклеветайте друг друга, братие; оклеветаяй бо брата или осуждаяй брата своего, оклеветает закон и осуждает закон; аще же закон осуждавши, неси творец, закона, но судия. Един есть Законоположник и Судия, могий спасти и погубити; ты же кто ecu осуждаяй друга? - Апостол знает, что гордость, начиная презрением и злословием, доводит тех, которые наступают на кротких, до совершенного уничижения. Отвлекая их от сего, он хочет настоящим предложением уцеломудрить их.

Осуждает закон значит презирает, ибо осуждающий делает это из презрения. Какой же закон осуждает он? Во-первых, тот, который повелевает: не судите, и не будете судимы (Лк. 6, 37). Во-вторых, тот, который высказан в псалме: тайно клевещущего на ближнего своего изгоню (Пс. 100, 5). А так как это происходит от презрения, прибавляет, что если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, ибо захочет ли кто жить под властью того, кого презирает? Итак, не располагайся, говорит, уничижать и как бы противоузаконять, ибо это не отпустится тебе, потому что один только Законодатель - Бог, могущий спасти и погубити преступников Своего закона, ибо наказывать преступников закона властен закон и Законодатель, а ты не имеешь ничего более пустословия и сам навлекаешь на себя приговор осуждения, ибо делая то же самое, что осуждаемый тобой, ты насколько его осуждаешь, настолько осуждаешь и самого себя.

Ты же кто еси осуждаяй друга? - Говорит уничижительно. Когда ты сам таков, то как смеешь судить подобострастного?

Прп. Максим Исповедник

Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья

Ежели оклеветающий брата, и осуждающий брата оклеветает закон, и осуждает закон; закон же Христов есть любы (Ин. 13, 34): то клеветник не отпадает ли от любви Христовой, и не делается ли сам для себя виновником муки вечной?

Главы о любви.

Прп. Иоанн Кассиан

Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья

Думая, что Господь заповедал невозможное или несообразное, мы, по апостолу, становимся не исполнителями, а судьями закона.

Собеседования.

Беда Достопочтенный

Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья

Этот порок клеветы, относится к смертоносному яду языка, о чём сказал апостол: ссоритесь и воюете (Иак. 4:2). Кто клевещет на брата, или судит брата своего, тот клевещет на закон, и судит закон. [Если же ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.] Кто клевещет на брата, тот клевещет на закон. Он как бы [считает] неправильным, что закон запретил клевету, говоря через пророка: тайно клевещущего на ближнего своего, его я наказывал (Пс. 100:5). И в книге Левит: не будь клеветником, ни сплетником в народе (Лев. 19:16). Можно понимать и так: кто клевещет на брата, который исполняет требования закона, тот клевещет на закон, и судит закон, который предъявляет такие требования. Например, закон требует: не мсти за обиду соплеменникам своим (Лев. 19:18). А кто клевещет на брата и судит брата, когда видит, что он охотно переносит обиду ради любви к Богу, тот, тем самым, клевещет на закон и судит закон, который учит нас не помнить обид.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Экумений

Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья

Иаков знал, как гордость, происходящая из презрения и злословия против ближних, поспешно подвигает тех, кто преисполнен ею, к совершенному уничтожению близких. От этого он их и отводит.

Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.

Лопухин А.П.

Ст. 11-12 Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого

Обращаясь теперь к тем же лицам, которых Апостол ранее называл прелюбодеями, грешниками, двоедушными, но с любовным обращением «братия», он предостерегает их от нетерпимого в христианской среде порока злословия и осуждения ближнего (ср. Мф 7:1 сл.). Этот порок недопустим в христианстве уже потому, что он совершенно идет врозь с христианскою добродетелью смирения, о которой только что говорил св. Апостол (ст. 10), и является особенно предосудительным, как скоро простирается на собрата по духу во Христе. Но Апостол идет далее и глубже в анализе и обличении порока злословия и осуждения. Это - очень тяжкое преступление: злословящий и судящий брата христианин, в сущности, злословит и судит самый закон, именно царственный закон любви (Иак 1:25; II:8, 12): злословием и осуждением ближнего христианин не исполняет, а нарушает и самым делом отрицает этот главнейший в христианстве закон; следовательно, как бы судит и осуждает самый этот закон, как бы объявляя его неправым, непригодным к жизни. Тем самым отвергающий закон любви и судящий его как бы становится выше закона и, так сказать, издает свой собственный закон, восхищая через то не принадлежащее ему, а принадлежащее Одному Богу право законодательства и суда. Бог один, как верховный Законодатель, единою Своею волею даровавший закон, и как Судия, праведно судящий по этому закону, конечно, стоит выше закона и есть единственный, в строгом, абсолютном смысле слова, Судия. Такое исключительное право Его свидетельствуется тем, что Он один может спасти и погубить (ст. 12, см. Мф Х, 28). Человек же самым ничтожеством своим выдает отсутствие у него права судить ближнего и закон, и если он делает это, то тяжко согрешает и навлекает на себя осуждение Божие (ср. Рим 2:1 см. 14:4).