Толкования на Иак. 4:17

Свт. Иоанн Златоуст

Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех

Иаков не лишает нас способности совершать благо, но показывает, что она не связана лишь с нашей волей. Для того чтобы совершать благие дела должным образом, необходима благодать Божия.

Фрагменты.

Прп. Никодим Святогорец

Ведущему убо добро творити и не творящему, грех ему есть

Смысл этого изречения следующий, по святому Митрофану: если ты христианин, знаешь и исповедуешь, что создан Богом, и что без воли и помощи Божией никакое благо ты не можешь совершить, тогда во всех твоих делах, перво-наперво призывай Создателя твоего и Того помощь, и без Него не желай абсолютно, ни сделать что-нибудь, ни сказать. Но ешь ли ты или пьёшь, бодрствуешь или спишь, ходишь или торгуешь, или проще сказать во всех твоих делах, проси, дабы содействовал тебе Бог, Который сказал: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5). Потому что, если знаешь о какой-то вещи, что дело полезно и добро и можешь его сотворить и не творишь, грех имеешь. И имеешь быть судимым от Бога, за это, потому что зная пользу ты мог это сделать, и не сделал, как был осуждён принявший один талант, не увеличив его. Талант же есть, ведение и сила, которые даёт Бог человеку, и поэтому будет судим человек если не увеличит их, вложив в действие и творение добра[59]. Феофилакт же и Икумений говорят, что здесь брат Божий говорит о лжеучителях, которые дерзают учить тому слову, которое не сотворили делом. Великий есть тот (т.е. блажен), не тот, кто учит, но тот, кто творит и учит, как сказал Господь (Матф. 5:19), малейшим же назовётся нарушающий одну из малейших заповедей и учащий так людей, т.е. без делания и без утруждения. Дела же должны предшествовать словам. Так и о Господе сказано, что Он сначала творил, а потом учил: «яже начат Иисус творити же и учити» (Деян. 1:1). И Соломон сказал, что праведник учит и проповедует другим веру, которую сам предварительно показал делами: «Явленную веру возвещает праведный» (Притч. 12:17).


[59] Поистине, братья, страшно слово сие. Поскольку, сказано, что согрешает не только тот, кто творит зло и грех, но и тот, кто не делает добра и добродетели, хотя знает и может их делать. Обязанность же есть, не только отвращаться от зла, но и трудиться в приобретении благого, по написанному: «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33:15), смотри же и: «Аще кто глаголет, яко словеса Божии; аще кто служит, яко от крепости, юже подает Бог» (1Пет. 4:11).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ведущему убо добро творити и не творящему, грех ему есть. - Опять заводит речь о суетной надменности, которая обыкновенно рождается от гордости, и, как бы заключая речь, говорит, что тщеславие есть зло. Если же оно зло, то происходит, без сомнения, от лукавого. Но тем, которые через святое крещение предали себя Господу, не следует принимать посеваемое лукавым. Прибавляет и сие: кто разумеет делать добро и не делает, тому грех. Опять вразумляет лжеучителей, чтобы не смели тому учить, чего не исполнят прежде сами, ибо блажен, сказано, не тот, кто научит, но тот, кто сотворит и научит (Мф. 5, 19); так как дела должны предшествовать словам, чем и возвещает праведник веру являемую. Ибо кто, говорит Господь, нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, то есть тому, над чем сам не трудился, тот малейшим наречется… а кто сотворит и научит, тот великим наречется (Мф. 5, 19). Посему и Сам Богочеловек сначала стал творить, а потом учить (Деян. 1, 1). Такая, по моему мнению, мысль и в сих словах: хвалящийся хвались Господом (1 Кор. 1, 31), то есть подобным Господу, в Нем имея учителя и пример. Сходно с тем и Давид говорит: о Господе похвалится душа моя (Пс. 33, 2), - не иное что говорит, как сие: желал бы я похвалиться тем, что хожу по заповедям Господним.

Блаж. Августин

Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех

Разве по этой причине не грех тому, кто не разумеет делать добро, и потому не делает? Конечно, грех, но грех того, кто разумеет и не делает, тяжелее.

О прелюбодейном супружестве

Беда Достопочтенный

Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех

Во всём тексте этого Послания блаженный Иаков показывает, что те, кому он писал, имели понятие о доброделании и изучили правую веру настолько, что вообразили, будто сами могут учить других. Однако при этом у них не было ни совершенства дел, ни смиренномудрия, ни сдержанности в слове. Поэтому, вместе с укорами и призывами, апостол серьёзно грозит им, напоминая, что знающий, как делать добро и не делающий имеет больший грех, чем тот, кто согрешает по неведению. Хотя и согрешающий по неведению не может быть вовсе свободен от вины, потому что само незнание добра – не такое уж малое зло. Ведь и Господь говорит: раб, который знал волю господина своего, [и не приготовивший,] и не сделавший по воле его, бит будет много. А который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк. 12:47–48).

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Экумений

Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех

Ведь дела должны предшествовать слову. Ибо праведник возвещает веру, засвидетельствованную [делами].

Комментарий на Кафолическое Послание Иакова

Лопухин А.П.

Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех

Обличения и увещания свои Апостол заканчивает общею сентенциею, что, «кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». Эта мысль о тяжести и виновности греха сознательного представляет повторение мысли Господа Иисуса Христа, не раз Им высказанной (Лк 12:47-48; Ин 15:22 и др.); у Апостола она относится ближайшим образом к содержанию главы IV-й, частнее последних ее стихов, но, в силу своей общности и широты, приложима ко всему вообще нравственному учению послания.