Толкования на Иак. 5:6

Прп. Никодим Святогорец

Осудисте, убисте праведного; не противится вам

Этими словами показывает святой Иаков, что богатые не только любят есть и упиваться и пировать, ещё же и обладаемы всеми прочими страстями, как было сказано выше, но к тому же ещё и несправедливо осуждают неповинных, делая их виновными и подлежащими суду. И сие они делают, потому что, не заботятся совершенно о будущей жизни, не боятся Бога, и не хранят Богом данных законов. Он же, повелел сие в Исходе: «От всякаго слова неправеднаго да отступиши; неповинна и праведна да не убиеши» (Исх. 23:7). Говорит же и Приточник, что делающие такие дела нечисты и ненавидимы у Бога: «Иже судит праведнаго неправедным, неправеднаго же праведным, нечист и мерзок у Господа» (Притч. 17:15). Так осудил и пророк Даниил, одного из тех двоих, неистовствующих страстью блуда старцев, которые лжесвидетельствовали против праведной Сусанны, говоря им так: «обетшалый злыми денми, ныне приспеша греси твои, яже творил еси прежде, судя суды неправедны и неповинныя убо осуждая, прощая же повинныя, глаголющу Богу: неповинна и праведна не убивай» (Дан. 13:52-53), быв же осуждён вами, праведник не противостоит вашему суду, который вы творите, потому что он беден и бессилен для этого; оставляет же этот суд Богу[63].


[63] Святой Феофилакт с Икумением, понимают вышесказанное, что Иудеи насыщаясь неправдами по отношению к бедным, приготовили себя как бы к закланию Римлянами, которые убили тьмочисленное множество Евреев, при осаде Иерусалима, и само собой разумеется, по причине того, что они убили Праведника из всех праведников и неповинного Иисуса Христа, не противящегося им, во время Его страданий, подобно безгласному Агнцу претерпевшему честные Страсти и Крест.

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Осудисте, убисте Праведнаго; не противится вам. - Словами убисте Праведнаго апостол, бесспорно, имеет в виду Самого Христа. Однако же, прибавлением не противится вам он обобщает речь, простирая ее на прочих, потерпевших от иудеев подобное, и, может быть, пророчески говорит о собственном страдании.

Беда Достопочтенный

Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам

Праведником апостол называет Господа Спасителя, о Котором говорит тем же иудеям блаженный первомученик Стефан: кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы (Деян. 7:52). Таким образом, понятно, что блаженный Иаков, начиная со слов: Послушайте теперь, богатые! Плачьте, рыдая, обращается к тем богачам, которые некогда замыслили убить Господа и теперь всё ещё не веруют во имя Его, Которым могли бы спастись (ср. Деян. 4:12). О них апостол выше говорил верующим: разве не богатые притесняют вас, и разве не они тащат вас в суды? Разве не они хулят доброе имя, которое было наречено над вами? (Иак. 2:6–7). А поскольку апостол пишет двенадцати коленам в рассеянии, то он призывает верующих к совершению дел веры также и с той целью, чтобы убедить тех, кто ещё остаются неверующими, обратиться к вере Господней и [творить] дела веры. Апостол напоминает им, что они убили Сына Божия и, сверх того, предались роскоши и алчности, словно не сделали ничего плохого, не заботясь о том, чтобы загладить столь великое злодеяние покаянием и милостыней. Собственно, к ним и относятся слова апостола о том, что алчность съест их плоть, подобно огню, и что они накопили себе гнев в последние дни (ср. Иак. 5:3). Известно, что эти слова исполнились на них после убийства самого Иакова, во время полного завоевания римлянами града Иерусалима и всей Иудеи, что и положило конец их злодеяниям.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Лопухин А.П.

Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам

См. Толкование на Иак. 5:4