Толкования на Иак. 5:17

Прп. Никодим Святогорец

Ст. 17-18 Илиа человек бе подобострастен нам, и молитвою помолися, да не будет дождь, и не одожди по земли лета три и месяц шесть; и паки помолися, и небо дождь даде, и земля прозябе плод свой

Примером пророка Илии, утверждает здесь святой Иаков, вышесказанное слово т.е. «много бо может молитва праведного поспешествуема». Божественное Писание рассказывает, что Илия помолился к Богу и сказал: «жив Господь Бог сил, Бог Израилев, Емуже предстою пред Ним, аще будет в лета сия роса и дождь, точию от уст словесе моего» (3 Цар. 17:1) и, о чудесе! Молитва и слово, стало делом. И затворилось небо на три целых года и шесть месяцев, и не шёл дождь совершенно. По прошествии трёх лет и полугода, когда люди в Самарии достаточно испытали праведный гнев Божий со страшным голодом, умертвили жрецов кадящих в дубравах и бывших причиною идолослужения и покаялись от своих зол, тогда опять Илия поднялся на гору Кармильскую, где пребыл в безмолвии и молитве. И опять отверзлось небо и пошёл дождь и земля произрастила свои плоды. Сказано: «Илия же взыде на Кармил, и преклонися на землю, и положи лице свое между коленома своима[74], и рече отрочищу… взыди и рцы Ахааву: впрязи колесницу твою и сниди, да не постигнет тебе дождь. И бысть до зде и до зде, и небо примрачися облаки и духом, и бысть дождь велий» (3 Цар. 18:42, 44-45). Почему же была услышана молитва и пошёл дождь? Потому что действию молитвы, содействовало покаяние и обращение беззаконных людей в Самарии. Из примера же этого, и мы все христиане, воодушевимся дерзновением, чтобы просить Бога в молитвах наших, за тех братьев наших, за которых есть нужда, имея помощником и содейственником в наших прошениях, изменение на лучшее и покаяние, их и наше.


[74] Почему же Илия приклонился к земле и положил свою голову между коленями? Отвечает великое Фессалоникийское светило Григорий, что он сотворил так, чтобы таким положением тела, более утрудить свой ум обратиться внутрь сердца, и оттуда помолиться умно из сердца, и таким образом быстрее быть услышанным Богом, Который быстрее слышит умные гласы сердца, как более утруждённые, чем чувственные гласы уст. «Ибо и самый совершенный в Боговидении Илия, «преклонися на землю и положи лице свое между коленома своима» (3 Цар.18:42), и, тако ум свой собрав в себя и к Богу привергнув, прекратил многолетнее оное бездождие» (Слово о священно-безмолствующих).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 17-18 Илиа человек бе подобострастен нам, и молитвою помолися, да не будет дождь, и не одожди по земли лета три и месяц шесть; и паки помолися, и небо дождь даде, и земля прозябе плод свой. - Молитва праведника имеет большую силу тогда, когда и тот, за кого он молится, содействует его молитве душевной скорбью, ибо если тогда, когда за нас молятся другие, сами мы проводим время в роскоши, неге и невоздержании, то мы через это ослабляем силу молитвы подвизающегося за нас, и сбывается на нас слово блаженного Петра. Когда один строит, а другой разрушает, то что они получат для себя кроме утомления (Сир. 34, 23).

Беда Достопочтенный

Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев

Илия помолился молитвой только один раз и заключил небо на столь долгое время, удалив от земли дожди и лишив смертных людей земных плодов. А когда захотел, когда он увидел, что настало время, что благодаря наказанию долгим голодом сердце гордого царя и народа-идолопоклонника обратилось к покаянию, то снова помолился молитвой один лишь раз и вернул земле воду и плоды, которых прежде её лишил. Так ведь и сказано далее:

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Лопухин А.П.

Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев

См. Толкование на Иак. 5:16