Толкования на Ин. 1:20

Свт. Иоанн Златоуст

И исповеда и не отвержеся: и исповеда, яко несмь аз Христос

См. Толкование на Ин. 1:19

Свт. Кирилл Александрийский

Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос

См. Толкование на Ин. 1:19

Блж. Феофилакт Болгарский

Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос

См. Толкование на Ин. 1:19

Евфимий Зигабен

И исповеда, и не отвержеся

Исповедал, разумеется, истину, так как был правдив и непреклонен.

И исповеда, яко несмь аз Христос

Евангелист повторяет то же самое, доказывая добродетель Иоанна, так как он не только не обнаружил никакого славолюбия и не присвоил себе славы Господа, но пренебрегал и той, которая воздавалась ему многими. И обрати внимание на его благоразумие: не сказал, кто он, что сделал потом, но, обращаясь к их мысли и зная их желания, сначала прямо уничтожил то, что по их мнению он должен был ответить. Он сказал: несмь аз Христос.

Лопухин А.П.

Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос

Иоанн понял предложенный ему вопрос именно в том смысле, что вопрошавшие ничего бы не имели против того, если бы он признал себя Мессией. Поэтому-то он с особенной силой отрицается от достоинства Мессии: «он объявил, и не отрекся», – сообщает евангелист. Но едва ли можно думать, что священники признали бы в Иоанне действительного Мессию. Им, конечно, было известно, что Мессия должен родиться в потомстве Давида, а не Аарона, от которого происходил Kреститель. Более вероятным является предположение Златоуста и других древних толкователей, что священники, выпытав у Иоанна признание в том, что он Мессия, арестовали бы его за присвоение не принадлежащего ему достоинства.