Толкования на Ин. 2:17

Свт. Иоанн Златоуст

Помянуша же ученицы Его, яко писано есть: жалость дому Твоего снесть Мя

См. Толкование на Ин. 2:12

Свт. Кирилл Александрийский

При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня

«Помянуша ученицы Его, яко писано есть: жалость дому Твоего снесть мя» Ученики мало-помалу усовершенствуются в познании и, сравнивая Писание с совершавшимися событиями, обнаруживают уже высокую степень разумения.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.

Блаж. Феофилакт Болгарский

При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня

См. Толкование на Ин. 2:12

Евфимий Зигабен

Помянуша же ученицы Его, яко писано есть: жалость дому Твоего снесть Мя

Это написано в Книге Псалмов (68,10). Жалостью называет здесь ревность, справедливое негодование; снедает, т.е. сильно овладевает, воспламеняет. Следует заметить, что, сделавши бич, Иисус Христос не бил людей, но только устрашил их и удалил, а овец и волов, конечно, ударял и выгнал.

Лопухин А.П.

При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня

Никто из торговцев и менял не изъявил протеста против действий Христа. Одни из них могли увидеть в Нем зилота – из тех зилотов, которые по смерти своего вождя, Иуды Галилеянина, оставались верными его девизу: мечом восстанавливать Царство Божие (Деян.5:37; Иосиф Флавий. «Иудейская война», II 8, 1). Другие же, вероятно, осознали, что до сих пор поступали неправильно, вторгаясь в храм со своими товарами и устраивая здесь нечто вроде базара. Что же касается до учеников Христовых, то они усмотрели в поступке Христа, в Его ревности о доме Божием исполнение пророческих слов Псалмопевца, который, говоря, что его снедает ревность о доме Божием, этим самым предсказал то, с какой ревностью о славе Божией будет проходить Свое служение Мессия. Но так как в цитируемом у евангелиста 68-м псалме речь идет о тех страданиях, какие терпит Псалмопевец за свою преданность Иегове (Пс.68:10), то ученики Христовы, вспоминая приводимое место из псалма, конечно, должны были вместе с тем подумать и о той опасности, на какую шел их Учитель, выступая так смело против тех злоупотреблений, которым, очевидно покровительствовали священники. Эти священники, замечает Эдершейм, были, конечно, не простыми священниками, приходившими в известное время для служения в храм, а постоянными должностными лицами из священников, жившими в Иерусалиме вождями священства и особенно из первосвященнической фамилии, которые должны были постоянно пользоваться выгодами. От этой торговли торговцы должны были платить известный процент со своей прибыли должностным лицам в храме, и из Талмуда видно, что рынок при храме принадлежал сыновьям первосвященника Анны.