Толкования на Ин. 4:14

Свт. Иоанн Златоуст

а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки: но вода, юже (Аз) дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный

См. Толкование на Ин. 4:13


«Вода», говорит Он, «которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Не сказал: выходящей; не сказал: изливающейся; но: текущей (άλλομένου) – указывая нам потоками на ее изобилие. Ключевые воды обыкно­венно исторгаются и вытекают отовсюду, где источники не могут удержать их в своих недрах, но, будучи преодолеваемы не­престанным притоком, извергают их отовсюду. Поэтому, желая показать обилие потоков, Он сказал: текущие, а не: выходящей. Хочешь ли узнать и свойство ее? Узнай из ее употребления: она полезна не для жизни настоящей, но для жизни вечной.

О том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств.

Свт. Кирилл Александрийский

а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную

См. Толкование на Ин. 4:13

Свт. Кирилл Иерусалимский

а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную

Новая вода живая и текущая, текущая на достойных. И для чего духовную благодать наименовал Он водою? Поскольку чрез воду составляется все. В воде растительная и животная сила. С небес сходит в дожде вода; и хотя сходит в одном виде, но различные имеет действия. Один источник весь рай напаяет: один и тот же дождь идет во всем мире, но в лилии бывает он белым, в розе румяным, в фиалках и гиацинтах багряным, и во всяком роде цветов инаковым и многоразличным. В финике он такой, а в винограде другой, и всему дает особливый вид, между тем как он единовиден и не инаков сам в себе. Ибо не изменяющийся сам в себе дождь, не сходит то в том, то в другом виде; но входя в составь тех вещей, которые его приемлют, в каждой производит свое действе. Так и Дух Святый, будучи един и одинаков и неразделим, каждому разделяет благодать, как Ему угодно. И как сухое древо, напаяемо будучи водою, пускает отрасли; равным образом и грешная душа, посредством покаяния получив Духа Святого, произращает плоды правды. Ибо Он будучи одинаков, по воле Бога Отца, – именем Христа различные производит действия. У одного язык обращает на слово мудрости, у другого душу просвещает пророчеством; иному дает силу изгонять бесов, а другому дает способность изъяснять Божественное Писание. Одного укрепляет в целомудрии, другого научает милосердию; иного научает посту и подвигам, другого научает презрению того, что относится до тела, иного уготовляет к мученичеству; в других другое производит: но Сам в Себе не различен, как написано: «комуждо же дается явление Духа на пользу» (1Кор. 12, 7), «овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о том же Дусе» (1Кор. 12,8): «другому же вера, тем же Духом» (1Кор. 12,9), «другому же действия сил: иному же пророчество: другому же разсуждения духовом, иному же роди языков» (1Кор. 12,10). «Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, якоже хощет» (1Кор. 12, 11).

Поучения огласительные. Поучение 16.

Свт. Феолипт Филадельфийский

а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную

Речения Господа подлинно есть вода живая и текучая. Вода – поскольку они увлажняют и освежают тех, кого сожигает жар лукавой похоти; живая – поскольку воскрешают тех, кого погубило нерадение, побуждая их к рвению о Господе; текучая – поскольку эти речения не замыкаются в сердце, пребывая там сокрытыми, но устремляются через уста, истекая из бьющего в душе ключа любви, и гласом проповеди радуют сердца людей посредством благодати, преисполняющей их. Чувственная вода, когда ее пьют, не только не приумножается в количестве, но, усвояемая организмом, рано или поздно кончается, а поэтому пьющего эту воду опять охватывает жажда; вода же, даваемая Господом, не только пребывает всегда, но, непрестанно приумножаясь, преизобильно бьет ключом, щедро напояет воспринимающих ее и постоянно насыщает одариваемых ею, подобно источнику, который, питая собою целые реки, не истощается в своем постоянном извержении воды.

Оглашения. Оглашение 4.

Свт. Николай Сербский

а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную

См. Толкование на Ин. 4:13

Прп. Серафим Саровский

а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную

См. Толкование на Ин. 4:13

Блж. Феофилакт Болгарский

а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную

См. Толкование на Ин. 4:12

Евфимий Зигабен

А иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки

не будет никогда жаждать жаждой неверия.

но вода, юже (Аз) дам ему, будет в нем источник воды

Источником обозначил постоянство и неиссякаемость такой воды.

текущия в живот вечный

текущей в жизнь вечную, так как она доставляет вечную жизнь. Смотри, как Иисус Христос на слова женщины: еда ты болий еси отца нашего Иакова, не сказал прямо: «Да, Я больше»,- так как ей могло бы показаться, что Он хвастается, но вывел это из ее же слов. Различие вод указывает на различие дающих эти воды: природное свойство той воды – истощаться, а этой – всегда пребывать

Прот. Иоанн Бухарев

а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную

См. Толкование на Ин. 4:10

Лопухин А.П.

а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную

См. Толкование на Ин. 4:13