Толкования на Ин. 8:49

Свт. Иоанн Златоуст

Отвеща Иисус: Аз беса не имам, но чту Отца Моего, и вы не чтете Мене

См. Толкование на Ин. 8:48

Свт. Кирилл Александрийский

Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня

«Отвеща Иисус: Аз беса не имам, но чту Отца Моего, и вы не чтете Мене». Речь отличается кротостию, но вместе и большею решительностию. Весьма выразительно говорит: «Я беса не имею», и, как бы противопоставляя Себя им, являет Себя свободным от порицания за это, но наоборот – показывает, что в действительности это относится к ним. В самом деле, если бы они действительно не имели беса, то, без сомнения, страшились бы называть беснующимся Того, Кто посредством дел засвидетельствован пред ними как Бог. Поэтому весьма целесообразно говорит: «Я не имею», как бы перенося это обвинение на них и именно им в действительности усвояя такое состояние (беснования). Итак, Я, говорит, «не имею», но вы очевидно (имеете) – «беса», но «чту» Моего «Отца», называя Себя Самого Богом и явившимся от Бога и утверждая, что не знаю греха. Ведь Богом быть, конечно, надлежит Тому, Кто от Бога, – и Сущий от Неведающего греха должен оказываться таким же, каков Тот, от Кого Он есть. В противном случае Мне необходимо было бы отказаться от противоречия вам и Я не стал бы говорить о Себе такие высокие слова. Ведь для Бога не было бы никакой чести, если бы о Нем думали, что Он имеет такого сына, который не есть Бог. Нисколько бы, говорит, не был почтен Отец, если бы Он назывался отцом того, кто впадает в грех. Итак, свидетельствуя о Своей собственной славе, Я, говорит, отнюдь не поношу, как вы предполагаете, но, напротив, «чту» Моего Родителя.

«Чту» Его также и другим образом, именно когда говорю со всею справедливостью о вас, что вы не от Бога, так как о дошедших до такой злобы и погруженных во всякую порочность не подобает говорить, что они от Бога. Бог чтит и удостаивает близости к Себе, конечно, не лжеца, ругателя, хулителя, гордеца и обидчика, не склонного к неправедному убийству, но честного, кроткого, благочестивого, боголюбивого и доброго. Итак, и тем еще «чту Отца», что поставляю вне общения с Ним тех, которые подвержены крайнему нечестию. А вы опять и делающего это «бесчестите» и нападаете на Его похвалы Отцу, так что оказываетесь нечестивцами не только против Сына, но уже и против Самого Отца. Ведь если Я, свидетельствуя о Своей высоте, тем самым «чту» Родителя Моего, то, без сомнения, «обесчестит», говорит, Его тот, кто станет подвергать чрезмерным поношениям Сущего от Него (Его Сына).

Так всесторонне подтверждает Христос Свои слова и ясно открывает, что Он есть Бог по природе, – и чрез то, говорит, посредством чего чтится Отец, при совершенном отсутствии общения с Ним в толпе нечестивцев, являет иудеев совсем чуждыми Богу, ибо что может быть нечестивее таких речей их?

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VI.

Блж. Феофилакт Болгарский

Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня

См. Толкование на Ин. 8:46

Евфимий Зигабен

Отвеща Иисус: Аз беса не имам

Я не бесчещу Бога, как демоны, и не отнимаю у Него Его чести.

Но чту Отца Моего

Почитая Отца, Я показываю этим, что вы не имеете отцом своим Бога, что вы не от Бога. Быть отцом человекоубийц – бесчестие для Человеколюбца.

И вы не чтете Мене

называя самарянином и бесноватым за то, что, почитая Отца, Я показал, что вы не имеете отцом своим Бога. А бесчестя Сына, вы обесчестили и Отца, так как выше было сказано, что кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его (Ин. 5, 23).

Лопухин А.П.

Ст. 49-50 Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня. Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий

Не обращая внимания на то, что иудеи назвали Его самарянином, Христос возражает только против второго заявления, которое имело целью окончательно подорвать доверие ко Христу, даже отпугнуть от Него народ. «Нет, – говорит Христос, – Я нахожусь в здравом уме и уверен в том, что Своим образом действий Я воздаю почет Отцу Моему. Вы несправедливо бесчестите Меня подобными заявлениями». Но пусть иудеи не думают, что Христос особенно нуждается в восстановлении Своей чести. Он хорошо знает, что об этом заботится Его Отец, Kоторый и будет Судьею в распре, возникшей между Христом и иудеями (ср. 1Пет.2:23).