Толкования на Ин. 14:9

Свт. Иоанн Златоуст

Глагола ему Иисус: толико время с вами Есмь, и не познал еси Мене, Филиппе; видевый Мене виде Отца: и како ты глаголеши: покажи нам Отца

См. Толкование на Ин. 14:8

Беседы на Евангелие от Иоанна.


Ответ идет в разрез с вопросом. Ведь не о Тебе я спрашивал? Я сказал: покажи нам Отца, а Он говорит: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп. Если неподобен (Сын Отцу), то, как в неподобном обнаруживается Отец? Как в малом усматривается великий? Как чрез более слабого (познается) высший по достоинству? Как чрез служителя Творец? Столько времени Я с вами. Не сказал: с вами есть Отец, но: Я. Значит, когда я присутствую, то и Отец. Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп. Хорошо сказано: и ты не знаешь Меня. Тот говорит: покажи, а Спаситель отвечает: и ты не знаешь Меня, желая показать, что Бог постигается не виде­нием, а разумением.

Слово на слова Авраама, гласящие: положи руку твою под стегно мое.

Свт. Кирилл Иерусалимский

Глагола ему Иисус: толико время с вами Есмь, и не познал еси Мене, Филиппе; видевый Мене виде Отца: и како ты глаголеши: покажи нам Отца

«Видевый» Сына «виде Отца», ибо Сын во всем подобен Родившему, быв рожден жизнью от жизни, светом от света, силою от силы, Богом от Бога. Свойства Божественные в Сыне нимало не различны. Потому удостоившийся зреть Божество Сына наслаждается зрением Родившего. Это не мои слова, но слова Единородного Сына: «толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе? Видевый Мене, виде Отца». Короче сказать, мы не должны ни разделять их, ни делать смешения. Не говори, будто Сын когда-либо был отчужден от Отца, и не слушай тех, которые говорят об Отце, будто Он в одно время Отец, а в другое Сын. Таковое учение есть учение чуждое, нечестивое и не есть учение Церкви. Отец, Родивший Сына, пребыл Отцом и не изменился. Он родил премудрость, но Сам не остался без премудрости; родил силу, но не изнемог; родил Бога, но Сам не лишился Божества, и ничего не потерял, не умалился, не изменился, равно и Рожденный не имеет никакого недостатка. Совершен Родивший, совершенно Рожденное. Родивший Бог, Бог и Рожденный. Он Бог всего, впрочем Отца почитает Своим Богом. Ибо не устыдился сказать: «восхожду ко Отцу Моему, и Отцy вашему: и Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20, 17).

Поучения огласительные. Поучение 11.

Прп. Максим Исповедник

Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца

До тех пор, пока в речении Священного Писания мы видим Слово Божие, воплотившееся посредством различных иносказаний, мы еще не различаем [своим] духовным оком нетелесного, простого, единственного и единого Отца в нетелесном, простом, единственном и едином Сыне, согласно написанному: Видевший Меня видел Отца и Я в Отце, и Отец во Мне. И требуется великое искусство, чтобы, проникнув прежде под покровы речений, окружающих Слово, затем зрить нагим умом Его [Самого], существующего в чистоте Собственного Бытия, когда Слово ясно являет Отца в Самом Себе, насколько это доступно восприятию людей. А поэтому необходимо, чтобы благочестиво взыскующий Бога не препобеждался никаким речением, дабы не воспринять ему то, что окрест Слова, вместо [Самого] Слова; то есть дабы не возлюбить ненадежной любовью [буквальные] речения Писания вместо [Самого] Слова [Божия] и чтобы, избегая умом это Слово, не считать, будто Оно находится во власти покровов [Своих], наподобие той египтянки, которая вместо Иосифа завладела одеждами его (Быт. 39:12). Или: [чтобы не уподобиться] ветхим людям, которые, завороженные одним только благолепием зримого, не заметили, что они служат твари вместо Творца (Рим. 1:25).

Главы о богословии.

Прп. Нил Синайский

Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца

«Видевый Мене, виде Отца» (Ин. 14:9). То есть, кто сподобился уразуметь Мое Божество, о том явно, что познал он и Божество Отца, потому что единое Божество и единая слава Отца и Сына. «Аз и Отец едино есма» (Ин. 10:30).

Письма на разные темы. Чтецу Аттику.

Блж. Феофилакт Болгарский

Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца

См. Толкование на Ин. 14:8

Евфимий Зигабен

Глагола ему Иисус: толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе

Эти слова нужно читать вопросительно. Толико время с вами есмь, совершая богоприличные знамения, – и неужели на основании этих знамений ты не узнал, Кто Я по Своему достоинству и силе? Что Я – всемогущий Бог? Конечно, ты узнал это; а если узнал Меня, то узнал и Отца, потому что Я – образ Отца, ни в чем не отличный от Него.

Видевый Мене виде Отца

Кто узнал Мое достоинство и силу, тот узнал достоинство и силу Отца, потому что Мы совершенно подобны и познаемся один через другого.

И како ты глаголеши: покажи нам Отца

Зачем ты хочешь узнать Того, Кого уже знаешь? Понимают и иначе эти слова, именно – что Филипп хотел видеть Бога Отца чувственными глазами, потому, может быть, что он слышал, что Бог многим пророкам являлся часто в человеческом образе. При этом он прибавил: и довлеет нам, так как Самого Сына он уже видел и знал. А Иисус Христос показывает Филиппу, что и Самого Сына он не видел и не узнал, в Его Божественной природе. Он говорит: толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе, потому что Божественная природа невидима и непознаваема (видевый Мене виде Отца, а не могущий видеть Меня, не может видеть и Бога Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца, когда ты не видишь и не знаешь Меня, хотя и думаешь, что ты видел и узнал Меня?).

Лопухин А.П.

Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца

С горестным чувством Господь вразумляет Своего ученика. Kто духом своим созерцает Отца в Сыне, для того бесполезно какое-нибудь внешнее Богоявление (ср. Ин.1:18). Если бы Филипп знал Иисуса, то понял бы, что видеть Его – все равно, что видеть Отца.