Толкования на Ин. 20:21

Свт. Иоанн Златоуст

Рече же им Иисус паки: мир вам: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы

См. Толкование на Ин. 20:20


Почему «паки»? Где желает (Господь) утвердить дары благодати, там повторяет и благословения; как Аврааму сказал: «благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое» (Быт. 22:17), так дает мир на мир ближним и дальним. «Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы». Обрати внимание, прошу тебя: смотри, как применяет Он домостроительство к человеческим понятиям. Не сказал: «как родил Меня Отец», но: «как послал», потому что где послание, там берутся образцом человеческие отношения. Мы постоянно отмечаем подобные выражения, так как они служат к объяснению домостроительства. А где речь о самой природе, там и говорится прямо [об отношениях] Отца и Сына. «Как послал Меня». – «Как Он послал Тебя?» – Умоляю, будьте внимательны. – «Ты послан как Владыка с неба; и Сам посылаешь так же, как Тебя послал Отец?» – «Не способ посланничества Я разумею здесь, – отвечает, – но значение. Я послан был пострадать за мир; вас посылаю, чтобы украсить вселенную вашими страданиями».

Беседы на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Беседа первая.

Свт. Николай Сербский

Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас

Почему Господь снова говорит им: мир вам? Потому что хочет вооружить их сугубым миром для борьбы, которая им предстоит и на которую Он их посылает: во-первых, миром внутренним и, во-вторых, миром внешним. Иными словами, миром по отношению к самому себе и миром по отношению к миру. Когда Он первый раз сказал им: мир вам! – то явил им, что посреди них телом и духом находится Он, их истинный Господь. Этим Он желал сказать им: «Когда будет у вас внутренняя брань со страстями и помыслами и похотями мира сего – тогда и Я буду посреди вас, то есть в сердце вашем, не бойтесь ничего. Я есмь Мир и Творец мира в сердцах ваших». Ныне же, посылая их в мир, то есть на внешнюю брань с миром, Он вторично приветствует их и отправляет с миром, дабы они не убоялись мира сего, выстояли в борьбе и были сеятелями мира в сердцах человеческих. Сие есть избыток мира, который Он дает им, ибо они должны не только иметь мир в себе и для себя, но и давать его другим, как Он им и ранее заповедал: «а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему» (Мф. 10:12). Еще это сугубое дарование мира может быть истолковано как дарование мира душе и телу, по словам некоторых из святых отцев. Впрочем, мир в теле и мир в мире, в конце концов, представляют собою один и тот же мир, ибо что такое мир сей, «если не похоть плоти, похоть очей(1 Ин. 2:16)?

Так, вооружив их сугубым миром, переполненных обилием мира, Господь посылает их в мир. Как Он их посылает? Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. А Отец послал Сына из любви к тем, к кому послал Его. «Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши»(1 Ин. 4:10; Ин. 3:16). Вот и Господь наш Иисус Христос посылает учеников Своих из любви к роду человеческому. Далее, Отец послал Сына в мир с силою и властью: «Все предано Мне Отцем Моим» (Мф. 11:27); «Все, что имеет Отец, есть Мое» (Ин. 16:15). Вот и воскресший Господь дает Своим ученикам силу и власть прощать и оставлять грехи, как мы увидим несколько позднее. Далее, Сам Господь изрек: Он послан Отцем не для того, чтобы творить волю Свою, но волю Отчую (Ин. 6:38). Точно так же и Он ныне посылает учеников Своих не для того, чтобы они творили волю свою, но волю Его. Далее, хотя Господь и послан Отцем, Он ни на мгновение не разлучался от Отца: «Я не один, но Я и Отец, пославший Меня» (Ин. 8:16). Точно так же и Он посылает учеников в мир, обещая им быть с ними «во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Далее, чтобы научить смирению безумно гордый род человеческий, Господь приписывал Отцу Своему и вся дела Свои (Ин. 5:19), и все учение Свое (Ин. 7:16). И Он напоминает ученикам о смирении, говоря им: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Наконец, Он посылает их, «как овец среди волков» (Мф. 10:16), ибо и Сам Он был так послан. Они сами были свидетелями тому, как грешники, словно волки, завывали вокруг Него в последние дни и как они с волчьей кровожадностью муками Его умертвили. Но ныне Он является для них живым Свидетелем того, что грешники, убивая себя и убивая других, всегда убивают только себя, а не других. Его победа есть залог и их будущей победы.

Беседы. Неделя вторая по Пасхе. Евангелие о сомнении и вере апостола Фомы.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас

См. Толкование на Ин. 20:19

Евфимий Зигабен

Рече же им Иисус паки: мир вам

после того, как Иисус Христос съел поданную Ему часть печеной рыбы и сотового меда, о чем сказал евангелист Лука (24, 42), – ученики были убеждены в том, что это Он; и вот Иисус Христос успокаивает теперь происшедшее, вероятно, от радости волнение их, чтобы они были внимательны к тому, что Он намерен говорить.

Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы

Еще прежде крестных страданий Иисус Христос сказал к Богу Отцу: якоже Мене послал еси в мир, и Аз послах их в мир (Ин. 17, 18). Прочитай объяснение этих слов. Поручив ученикам Свое дело и поставив их преемниками Себе, Иисус Христос поднял этим их дух.

Прот. Иоанн Бухарев

Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас

Мир вам, т.е. спокойствие от страха в смущенном положении апостолов от страха иудейского и от явления вдруг среди них Господа. Как послал меня Отец для спасения человеков учением и страданиями, так посылаю и Я вас учить людей истинной вере и устроять их спасение.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.

Лопухин А.П.

Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас

Так как ученики, оставив своего Учителя и Господа в часы Его страданий, этим самым как бы отказались и от порученного им дела распространения в мире учения Христова (Ин.17:18), то Христос теперь снова восстанавливает их в их достоинстве и уничтожает всякие возникшие в них сомнения относительно своего права быть апостолами, говоря, что Он посылает их так же, как Его самого послал Отец. Этим Он уже дает им понять, что посылает их во всеоружии для того, чтобы они могли осуществить возложенную на них миссию, как и Его Отец послал со всей силой Духа (Ин.3:34).