Толкования на Кол. 1:5

Свт. Иоанн Златоуст

в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования

«В надежде на уготованное вам на небесах»: говорит о будущих благах. Это – против искушений, чтобы успокоения не искать здесь. А иначе кто-нибудь сказал бы: что пользы любить святых, когда они бедствуют? Мы радуемся, говорит, что вы стяжали себе великие (блага) на небесах. «В надежде на уготованное»: указывает на нечто безопасное. «О чем вы прежде слышали в истинном слове». Это – укорительное слово для них за то, что, имея с давнего времени, они изменили. «О чем вы прежде слышали», – говорит, – «в истинном слове благовествования». И истину свидетельствует словом – справедливо, потому что лжи в нем нет. «Благовествования»: не говорит – проповеди, но называет благовествованием, непрестанно напоминая им о благодеяниях Божьих, и самое напоминание им об этом делает, сперва похвалив их.

Беседы на послание к Колоссянам.

Свт. Феофан Затворник

за упование отложенное вам на небесех, еже прежде слышасте в словеси истины благовествования

Под упованием разумеется уповаемое, именно будущие блага (см.: святой Златоуст), отложенные, назначенные для них на небесах. Упованием названы они, потому что им усвояются, и с такою уверенностию, как бы были уже имеемы. Выше сказал о труде любви, а труд имеет нужду в поддержке. Самая крепкая поддержка для него есть упование будущих благ. «Вы, говорит, любите святых, не ради чего-либо человеческого, а ради упования будущих благ» (блаженный Феофилакт). «Делаете сие усердно, очами веры взирая на уготованное вам Царство Небесное» (блаженный Феодорит). Но упование влияет не на одну любовь, но и на веру. Вера не бывает без обетований; и обетования привлекают к ней. Когда сердцем восприимутся обетованные блага с несомненностию в получении их, тогда и вера становится непоколебимою. Вера возвещает о благах и уверяет в несомненности их; но возупование рождается особо и, когда родится, дает покой самой вере. Она тогда стоит, как на камне. Почему – за упование надо относить как к любви, так и к вере. Но помнить также надобно, что вера, любовь и упование находятся в неразрывной связи и в непрестанном взаимновлиянии.

Впрочем, – за упование пригожее, кажется, относить к: благодарим (1, 3). Благодарим Бога за веру вашу и любовь, потому что за это вам несомненно отложены великие блага на небесах. Почитая ваше благо своим, радуемся за вас сего ради и Бога благодарим. Так разумеет святой Златоуст: «мы радуемся, говорит Апостол, что вы стяжали себе великое на небесах». То же повторяет и Феофилакт: «или (так надо разуметь) благодарим, потому что вы несомненно имеете наследовать нетленные блага».

Словами: отложенное на небесах – означается и несомненность получения, и безопасность отложенного. Отложенным называются залоги, βραβεια, – призы на состязаниях. Ты только достигни цели, возьми верх, а что за это тебе следует, уже готово: вон оно лежит особо, отложено для того, кто достигнет; и, если ты достигнешь, оно твое. А что сказал: на небесах, – «указывает на нечто безопасное» (святой Златоуст). «Не на земле отложено, где оно подверглось бы тлению, а на небесах, где оно и цело и безопасно. Итак, не колеблитесь в уповании: ибо отложенное вам находится в надежном месте» (Блаж. Феофилакт).

Еже прежде слышасте, – о коем предслышали, предуведомление получили. Где и когда? В словеси истины благовествования. В то же время, как слышали слово истины благовестия, слышали вы и об отложенных верующим благах. Благовестие потому и есть благовестие, что возвещает великие блага приемлющим его. Обетование благ идет впереди, раздражает веру и привлекает сердце. Ибо что говорит благовестие? Вы погибающие; спасение для вас единое есть только в Господе, вам проповедуемом. Уверуйте, и спасетесь и жизнь вечную получите. Это во-первых слышат оглашаемые благовестием. Это слышали и колоссяне. И об этом Апостол напоминает им, заставляя их пройти мыслию, как они склонились к вере, возуповали отложенного и успокоились на том. Для цели Послания очень было важно, чтоб они пояснее восстановили все сие в памяти: ибо тогда между их сердцем и Господом не было бы ничего посредствующего, равно как между ними и Богом Отцом никакого другого посредника, кроме Христа Спасителя.

Самое выражение: в словеси истины благовествования – значит: в истиннейшем слове благовестия. «Но если это есть слово истины, то лжи в нем нет. Как же хотите сделать его лживым, открывая ухо свое слышать речи покушающихся поколебать веру вашу, что спасение только в Господе Иисусе, как первоначально научило вас благовестие?» (Блаж. Феофилакт).

Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.

Прп. Ефрем Сирин

в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования

Преимущественно ради надежды, коею ожидаем, что на небесах вы получите за ваши приношения, – о чем вы не теперь услышали, но прежде.

Толкование на послание к Колоссянам.

Прп. Исаак Сирин

в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования

См. Толкование на Кол. 1:4

Прав. Иоанн Кронштадтский

в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования

Итак, надежда на небесные блага, возвещенные в Евангелии, несомненна, и христиане подвизаются ради этой надежды.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Августин

Ст. 5-6 в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине

Гораздо менее удивительно, что [Павел] в том месте, которое, как ты помнишь, неоднократно повторял: В надежде на уготованное вам… о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, которое пребывает у вас, как и во всем мире, принося плод и возрастая, – употребил глаголы в настоящем времени, хотя благовествование еще не объяло весь мир. Но он сказал, что оно приносит плод во всем мире и возрастает, чтобы таким образом обозначить, насколько ему, принося плод и возрастая, суждено распространиться. Значит, если от нас сокрыто, когда весь земной круг, от моря до моря, целиком заполнит Церковь, принося плод и возрастая, несомненно, от нас сокрыто, когда настанет конец; но, бесспорно, до этого он не наступит.

Принося плод и возрастая во всем мире, сказал Бог словами апостола… Будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до краев земли (Деян 1:8), сказано устами Самого Сына Божьего.

…И добрые, и злые есть в кафолической Церкви, которая не только в Африке, как партия Доната, но среди всех племен распространяется и расширяется во всем мире, как говорит апостол, принося плод и возрастая.

Послания.


Церковь святую, мать вашу, словно небесный Иерусалим, святой град Божий, почитайте, любите и проповедуйте. Она та, которая в вере… Церковь Бога живого, столп и утверждение истины (1 Тим 3:15), в причащении таинствам терпящая злых, которых в конце надлежит отделить и от которых пока она отдаляется в силу несоответствия ей их нравов. Ради своей пшеницы, среди соломы теперь изнывающей, должная часть которой, причитающаяся житнице, обнаружится при последнем провеивании, она принимает ключи Царства Небесного.

Проповеди.

Блаж. Феодорит Кирский

в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования

См. Толкование на Кол. 1:4

Блаж. Феофилакт Болгарский

в надежде на уготованное вам на небесах

Вы любите, говорит он, святых не из человеческих расчетов, но в надежде на будущие блага; или же: мы благодарим Бога, что вы имеете наследовать нетленные блага. Ибо не на земле отложено, где оно подверглось бы тлению, а на небесах, где оно и цело, и безопасно. Итак, не колеблитесь в уповании: ибо отложенное вам находится в надежном месте, и это относится к тем, которые подверглись испытаниям, чтобы они не искали здесь освобождения от них, и не унывали в испытаниях, так как они имеют великое вознаграждение.

о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования

Не сказал: «проповеди», но благовествования, дабы напомнить им о благодеяниях Божиих, ибо благовествование есть возвещение о благе. Но если оно есть слово истины, то, значит, в нем нет лжи. Как же вы делаете его лживым, не веря, как прежде были научены им, именно чрез Христа Спасителя? Кто же был там проповедником? Епафрас, как это видно из следующего.

Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.

Тертуллиан

Ст. 5-6 в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине

Я имею обыкновение в обличениях всех ересей составлять компендиум свидетельств от времени, защищая наше правило веры как первичное по отношению ко всякой еретической вторичности. Это одобрит и апостол, говоря: о надежде, приготовленной на небесах, которую вы слышали в проповеди истины благовестия, которое дошло до вас, как и до всего мира. Ведь если евангельское предание тогда проникло повсюду, то насколько более сейчас? Далее, если наша вера проникла повсюду более, чем еретическая, то нечего и говорить, что не учение Маркиона [что появилось] в правление Антонина, но наша вера будет апостольской.

Против Маркиона.

Севериан Габальский

в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования

См. Толкование на Кол. 1:4

Лопухин А.П.

в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования

См. Толкование на Кол. 1:3