Толкования на Лк. 1:15

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей

См. Толкование на Лк. 1:13

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 15-17 Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. Ангел возвещает, что Иоанн будет велик, но пред Господом, ибо многие называются великими пред людьми, но не таковы пред Богом, например лицемеры. А Иоанн велик по душе, как и всякий соблазняющийся мал по душе. Ибо ни один великий не соблазняется, но малые и малодушные, как и Господь говорит: «кто соблазнит одного из малых сих» (Мф. 18, 6). Как родители Иоанна были праведны «пред Богом», так и сын их велик «пред Господом». - «Сикерою» называется все, что, будучи не из винограда, может произвести опьянение. - Исполнен он был «Духа Святаго» тогда, как был еще в утробе матери. Когда пришла к Елисавете Матерь Господа, то младенец, радуясь пришествию Господа, взыграл. - «Возвратить сердца отцов детям», то есть обратить евреев к апостолам, ибо иудеи были отцы, а апостолы - дети их. Обратил сердца иудеев к апостолам учением и свидетельством о Христе; а свидетельствующий о Христе делает и учеников Его вполне достоверными. Иоанн не всех обратил, но многих; а Господь просветил всех. Пришел он «в духе Илии», потому что как в Илии действовала благодать, так и в Иоанне, и как Илия - предтеча второго пришествия, так Иоанн - первого. И в «силе Илии», потому что пришествие обоих, Илии и Иоанна, имеет одну и ту же силу, именно: приводит ко Христу. И в другом смысле Иоанн пришел в силе и духе Илии, потому что и он был пустынник, воздержник и обличитель, как Илия. - Возвратил «непокоривым» иудеям «образ мыслей праведников», то есть учение апостолов; мудрость же апостолов - благодать Духа в них, которой они были управляемы. «Представить Господу», то есть Христу, «народ приготовленный», то есть людей, способных к принятию проповеди. Скажу некоторое подобие. Когда приходил какой-нибудь пророк с проповедью, то не все веровали, но способные, то есть предуготовившие себя к тому, ибо как если кто-нибудь придет в дом ночью, то не все его принимают, но бодрствующие и ожидающие его и приготовившиеся к принятию, так и Иоанн приготовил Господу людей, но не непокорных, а способных, то есть предуготовившихся к принятию Христа.

Прот. Иоанн Бухарев

будет бо велий пред Господем: и вина и сикера не имать пити, и Духа Святаго исполнится еще из чрева матере своея

Велий (велик) пред Господом, – велик по жизни и делу служения. Это засвидетельствовал Сам Господь, сказав: из рожденных женами не возставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11:11).

Bинa и сикера не имать (не будет) пити. Это значит, что Иоанн будет так называемым Назореем, т. е. посвященным Богу, который по закону (Чис. гл. 6) должен был воздерживаться в продолжении своей жизни от вина и сикера, или вообще от всяких хмельных напитков. Таковыми, напр., были Сампсон (Суд. 13:5) и Самуил (1 Цар. 1:11). Предтеча Господень не должен был пить вина и сикера, как исповедник покаяния не только словом, но еще более примером совершенно воздержной и строгой своей жизни. Такая строгость Иоанна делала его как бы небесным явлением на земле и всех заставляла видеть в нем великого пророка и небесного посланника (Мф. 21:26). Конечно, строгий образ жизни был предназначен Иоанну не против его воли, но вполне согласовался с его собственным настроением и призванием. Божественная премудрость обнимает жизнь каждого человека до самых мельчайших подробностей и на этом-то основании дает такое или иное назначение человеку (Богосл.). Под вином разумеется вино виноградное, а под сикером напиток из всяких других плодов, напр., ячменя, фиников, и т. п., производящий опьянение.

Духа Святаго исполнится еще из чрева матери своея. Это значит, что Иоанну, как пророку, в обилии будут сообщены дары Св. Духа, чрез что и будет ему дано особенное содействие Божие для исполнения особенных предназначенных ему дел (Иер. 1:5; Пс.23:9-10). Это и буквально исполнилось на Иоанне, когда он, будучи еще во чреве матери, радостно взыграл при входе к ней Прес. Девы Марии (Лк. 1:41-44).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей

«Велик пред Господом», – т. е. истинно велик (ср. стих 6; Мф.11:9, 11).

«Не будет пить вина и сикера», – т. е. будет назореем, которые не пили ни виноградного вина, ни напитков, приготовленных из других плодов (сикер). Ср. Чис.6:3, 5. При этом не указано, чтобы этот обет назорейства Иоанн принял только на известный срок, как обыкновенно делали ветхозаветные назореи. Скорее, дело здесь представляется так, что Иоанн подобно Самсону (Суд.13:5) и Самуилу (1Цар.1:11), останется назореем на всю свою жизнь. Очевидно, этим Ангел хочет обозначить особую нравственную высоту, на которой будет стоять Иоанн Предтеча: он всецело будет предан служению Богу и этим уже будет привлекать к себе внимание своих единоплеменников.

«И Духа Святаго исполнится». Вместо возбуждающего действия вина и сикера Иоанн будет возбуждаем к деятельности Духом Святым, Который будет в изобилии посылать ему Свои силы и дары.

«Еще от чрева матери». Кажется, здесь пропущено выражение: «явившись» или «придя» (ср. Мк.7:4). Ангел хочет сказать, что Иоанн с самого рождения, т. е. в самые юные годы жизни, уже будет иметь в себе полноту Святого Духа.