Толкования на Лк. 1:16

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их

Это значит: святой Предтеча многих израильтян, забывших Бога, приведет к памятованию Бога; многих израильтян, соделавшихся чуждыми Бога, усвоит Богу.

Аскетическая проповедь.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их

См. Толкование на Лк. 1:13

Блж. Феофилакт Болгарский

и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их

См. Толкование на Лк. 1:15

Прот. Иоанн Бухарев

и многих от сынов Израилевых обратит ко Господу Богу их

Сынов Израилевых, т. е. евреев. Так назывался этот народ по происхождение своему от патриарха Израиля или Иакова. Обратит ко Господу, т. е. обратит посредством покаяния, – убедит оставить порочную жизнь и начать жить по закону Божию. Выражение это не значит, что народ Израильский оставил Бога, забыл Его, и потому должен снова обратиться к Нему. Нет, народ Израильский знал своего Бога и исполнял Его закон; но это знание и исполнение было только внешнее и наружное, а не искреннее и сердечное; по жизни народ сей был не лучше язычннков, и вот, когда Иоанн начал свою проповедь об исправлении, стекалось к нему множество иудеев, и многие исправлялись согласно его проповеди.

Деятельность Предтечи Господня, как и Самого Господа, ограничивалась одним еврейским народом не потому, будто прочие народы исключены из участия в благодеяниях Божиих, но потому, что по премудрым целям промысла, в среде Израиля приготовлялось поле для Божественной деятельности, и поэтому здесь и сосредоточивалась вся деятельность Божественных посланников (Богосл.). Отсюда впоследствии Божественная проповедь разнесена по всей вселенной.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их

Речь идет только об израильтянах. Это вполне согласно с пониманием ветхозаветных людей, к которым принадлежал и Захария: они полагали, что Царство Мессии и все подготовительные к нему дела – в том числе и служение Предтечи Мессии – предназначены только для них, евреев. Притом и не все евреи обращены будут Иоанном: некоторые останутся в своем грехе.