Толкования на Лк. 1:28

Свт. Григорий Палама

Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами

Не как будущее предвещает Ей, говоря: «Господь – с Тобою», но возвещает Ей то, что он невидимое (для Нее) видел как уже совершающееся. И разумея Ее как сосредоточие божественных и человеческих дарований, и украшенную всеми благодатями Божественного Духа, он Ее поистине провозглашает «Благодатной». Увидев же, что Она как бы уже зачала Того, в Ком – Сокровища их всех, и предвидя, что это чревоношение Ея не связано с тягостями и рождение будет без болезней, Он приглашает Ее радоватися, и объявляет Ее единой Благословенной и Славной по справедливости среди жен: ибо не было иной женщины, хотя бы и прославленной, которая преизбыточеством славы настолько была бы славна, что равнялась бы Богородице Деве.

Омилия 14. На Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы.

Свт. Филарет (Дроздов)

Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами

Архангел приближился к Пресвятой Деве с приветствием: радуйся благодатная: Господь с тобою: благословенна ты в женах. Приветствие – величественное, но неопределенное; располагающее к ожиданию чудеснаго, но неизвестно – чего. Пресвятая Дева, знакомая с Священным Писанием, могла вспомнить, что когда к Гедеону Ангел приступил с приветствием: Господь с тобою (Суд. VI. 12), то приготовлял его к делам чудесным и к спасению народа Израильскаго от врагов.

Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы. 1851 г.

Свт. Николай Сербский

Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами

Новое творение – радость Богу и людям; потому оно и открывается благовестием: радуйся! Словом сим начинается драма нового творения. Сие есть первое, начальное слово, прозвучавшее, когда стал подыматься занавес великой тайны. Гавриил именует Деву Марию Благодатною, ибо душа Ее, подобно храму, была исполнена животворящих даров Духа Святаго, небесного благоухания и небесной чистоты. Безблагодатные – те, чьи души затворены для Бога, отворены же только для земли, а потому пахнут землею, грехом и смертью. Благословенна Ты между женами. С кем Господь, с тем и благословение. Удаленность Бога от человека есть проклятие, близость Бога к человеку есть благословение. Конечно, имеющему понятие о человеколюбии Божием ясно: Бог никогда не удалился бы от человека, если бы человек первым не удалился от Бога. Пришествие Господа Иисуса Христа в мир являет это безграничное Божие человеколюбие. И если человек создал пространство между собою и Богом, вот, Бог все-таки первым приближается к человеку, дабы навести мост над пространством тем. Жена первою положила бездну между человеком и Богом. Се, Жена становится и мостом над бездною. Ева первою впала в грех, и при том в светлом Раю, где все удерживало ее от греха; Мария первою победила все искушения, и при том в темном мире, где все подталкивает ко греху. Посему слабовольная Ева и родила как первый плод свой на земле братоубийцу Каина; в то время как Подвижница Мария родила Подвижника подвижников, изведшего из темницы греха и смерти братоубийственный род человеческий, род непослушливой и нечистой Евы.

Беседы. Благовещение Пресвятой Богородицы. Евангелие архангела Гавриила.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами

Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Господь и со всякою верующею, благочестивою душою. Сопребывание Господа с Девою Мариею до зачатия Ею Спасителя не есть особенность, свойственная одной Пречистой Деве, – нет, Господь со всякою верующею душою. Господь с Тобою. Эти слова можно сказать всякому человеку, хранящему заповеди Господни. И ко всем Господь близок, только люди сердцами своими далеки от Него, по мыслям своим, по намерениям, по расположениям сердечным, по словам и делам своим, противным закону Божию. Я с вами, говорит родившийся от Пресвятой Девы Господь наш, до скончания века (Мф. 28, 20), то есть с каждым из нас, во всякое время, во все роды, во все времена, на всем земном пространстве, до скончания века.

Дневник. Том IV. 1860-1861.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами

См. Толкование на Лк. 1:26

Прот. Иоанн Бухарев

И вшед к Ней Ангел рече: радуйся, Благодатная: Господь с Тобою: благословена Ты в женах

Однажды, как свидетельствует предание, пресв. Мария читала книгу прор. Исаии и, остановившись на словах его: се дева, во чреве приимет и родит сына, и нарекут имя ему Еммануил (Ис.7:14), молила Бога о ниспослании возвещенного пророками Искупителя мира. В эти минуты является Ей Архангел и, как бы отвечая на Ея желание и мольбу, произносит Ей радостное приветствие: «Радуйся, Благодатная,» и пр. Радуйся, это – обычное приветствие, то же, что «здравствуй». Благодатная, это – уже особенное приветствие. Оно выражало особенное благоволение Божие к св. Деве, потому что благодатный значит особенно благословенный Богом, наделенный особенными божественными дарами и тем превосходящий других обыкновенных людей. Господь с Тобою, это – тоже одно из обычных приветствий. Благословенна Ты в женах (между женами). Это опять – особенное приветствие. Быть благословенною между женами значит быт первою, лучшею и счастливейшею между ними. Сказанными словами св. Архангел как бы так говорил пресв. Богородице: «Ты украсила Себя всеми добродетелями, всеми духовными совершенствами и за то соделалась достойною особенной милости и любви Божией. Господь, близкий ко всем людям, исполняющим св. волю Его, особенно приближается к Тебе Своею неизреченною благодатию. Он, источник всякого благословения, благословляет Тебя преимущественно пред всеми женами в мире, почему и люди будут благословлять Тебя, прославлять и ублажать паче всех жен» (Филар.).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами

«Радуйся». Обычное приветствие, равняющееся нашему «здравствуй».

«Благодатная» – точнее: облагодатствованная или удостоившаяся особых милостей от Бога.

«Господь с Тобою». Это не только пожелание, а засвидетельствование действительного факта. Ангел знает, что Господь действительно пребывает с Марией.

«Благословенна Ты между женами». Эти слова в новых изданиях греческого текста обыкновенно исключаются, как заимствованные будто бы из 42-го стиха. Но они имеются в некоторых уважаемых древних греческих кодексах и переводах. Они указывают на то, что Пресвятая Дева – самая счастливейшая между женами.