Толкования на Лк. 1:59

Блж. Феофилакт Болгарский

В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею

См. Толкование на Лк. 1:57

Еп. Михаил (Лузин)

В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею

Пришли обрезать: по закону Моисееву (Лев. 12:3), основанному на повелении Божием Аврааму (Быт. 17:9 и дал.), всякий еврейский младенец мужского пола непременно должен быть обрезан. Это было символом завета между Богом и народом еврейским, символом особенного избрания и освящения народа еврейского в особенный собственный Богу народ (Быт. 17:9 и дал.), так что слово необрезанный значило то же, что нечистый, неосвященный, не принадлежащий к обществу верных Израильтян; поэтому даже купленные рабы из язычников, и не евреи, жившие в Палестине и желавшие быть в числе народа еврейского и потому принимавшие участие в церковных празднествах евреев, непременно подлежали обрезанию (Быт. 17:12, Исх. 12:48). — Обрезание совершать повелено было тем же законом на восьмой день по рождении. Вместе с обрезанием обычай повелевал нарекать имя новорожденному младенцу (ср. Быт. 21:3—4). Примечательно, что у многих народов восточных, у которых не было обрезания, наречение имени младенца происходило также на седьмой или восьмой день. Хотели назвать и пр.: был обычай называть сына по имени отца или кого-либо из близких родственников (Тов. 1:9); это первое имя, а потом давали и другое, какое вздумается, заимствуемое большей частью от особенных обстоятельств рождения, или от особенных целей родителей, иногда же, опуская первое, давали только второе — собственное имя. Так, не только хотели назвать, но уже и назвали было (exocXvv) рожденного Елисаветой младенца именем отца его Захарии, и только вмешательство матери воспрепятствовало этому.

Толковое Евангелие.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 59-60 И бысть во осмый день, приидоша обрезати отроча, и нарицаху е именем отца его, Захарию. И отвещавши мати его рече: ни, но да наречется Иоанн

Обрезание было знаком завета между Богом и еврейским народом, знаком избрания и освящения сего народа в особенный, принадлежащий Богу, народ ((Быт. 17:9) и дал.), так что слово «необрезанный» значило нечистый, неосвященный и не принадлежащий к обществу верных израильтян. Закон о обрезании получил свое начало при Аврааме, первом патриархе еврейского народа, и повторен был всему сему народу чрез Моисея (Дев. 12:3). Духовное значение обрезания было следующее: в предшествующем ему состоянии оно означало нечистоту и порчу человеческой природы, а с совершением его – исправление и освящение чрез имевшего родиться Мессию, – внутреннее обрезание, т. е. умерщвление плотского, греховного и; рождение духовного, святого человека (Зап. на кн. Быт.). В новом завете обрезание заменено крещением. Обрезание совершали в доме родителей и опытные лица, которых назначал глава священников. Оно происходило в 8-й день по рождении, и в это же время нарекалось имя младенцу (Быт. 21:3-4). Этот день обыкновенно служил семейным праздником, на который приглашались соседи и родственники. Такой семейный праздник был и в доме Захарии в 8-й день по рождении сына. Нарицаху е (хотели назвать его) именем отца его. Обыкновенно нарекал имя отец, вероятно, по примеру древних праотцев (Быт.5), но в настоящем случае, при немоте Захарии, явилось недоумение: как назвать новорожденного? По древнему обычаю, дети нарекались именем отца или кого-либо из ближайших родственников (Тов. 1:9), и потому хотели было назвать сына Захариина именем самого отца. Когда же услыхала об этом Елисавета, которая знала или по внушению Духа Св. (Феоф.), или по предварительному письменному объяснению Захарии, какое должно быть имя ее младенцу, то сказала: ни, да наречется Иоанн (нет, а назвать его Иоанном).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею

Те же родственники и друзья явились в дом Захарии, чтобы присутствовать при торжестве обрезания его новорожденного сына. (Об обрезании см. комментарии к Быт.17:10–12.) Родственники настаивали на том, чтобы при обрезании младенцу было дано имя отца, как напоминание о том, что Бог наконец вспомнил о своих верных рабах, которые так долго томились в ожидании детей (имя Захария значит «Бог вспомнил»).