Толкования на Лк. 2:6

Свт. Иннокентий (Борисов)

Когда же они были там, наступило время родить Ей

Как бы уже ни одним днем не могло быть отсрочено то, что не одним, а многими днями отсрочивается иногда для прочих сынов человеческих! С такой точностью начинает исполнять все законы природы человеческой Тот, Кто грядет вознаградить и искупить Своею правдою нарушение всех законов всеми человеками. Закон общества хочет, чтобы имя Его, еще не рожденного, внесено было в перепись Римскую; и се, Он в Вифлееме, вместе с нареченным отцом и Матерью непраздною! Закон природы требует, чтобы младенцы, зачатые во утробе, происходили на свет по девятимесячном плодоношении; и се, Он исходит на свет тотчас, «егда… исполнишася дние родити!»

Беседа на Всенощном бдении под Рождество Христово.

Блж. Феофилакт Болгарский

Когда же они были там, наступило время родить Ей

См. Толкование на Лк. 2:1

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 6-7 Бысть же, егда быста тамо, исполнишася дние родити Ей: и роди Сына своего Первенца, и повит Его, и положи Его в яслех: зане не бе им места во обители

Роди (родила) Сына Своего и пр. «Пресв. Мария, безсеменно зачавшая, безболезненно родила небесный плод; человеческая помощь оказалась ненужною при рождении непорочною Девою Того, Кто пришел исцелить всякий недуг и всякую язву в людях. Сама Пресв. Богородица спеленала родившегося от Нея Божественного Младенца, Сама служила Ему, и из людей один только благочестивый старец Иосиф удостоился присутствовать при таком событии». (Филар. Киев.).

Сына Своего Первенца – первородного. Это слово не показывает того, что будто бы у Пресв. Богородицы были еще дети, потому что первенцем мог быть и единственный сын. «Иисус Христос есть и первородный, как родившийся первым, и единородный, как не имеющий брата» (Феоф.). В Евангелии упоминается о братьях И. Христа ((Мф. 12:46-47; Мк. 6:3) и др.), каковы: Иаков, Иосия, Симон и Туда, и даже о сестрах; но те были не родные, а названные, т. е. дети Иосифа от умершей жены его (Григ. Двоесл., Кирил. Алекс. и др.) или даже двоюродные.

Повит (спеленала) Его приготовленными уже пеленами. Положи Его в яслех и пр. Иосиф и Мария по своей бедности, при многочисленности собравшихся также для записи, не нашли удобного места для себя в гостинице или в том доме, где они остановились вместе с другими пришедшими. Местом рождения Христа Спасителя была, как говорит предание, одна из пещер, которые находились в горах Вифлеемских и служили, как и изгороди в полях и оврагах, для загона скота в зимнее и дождливое время. По древнему преданию, в пещере находились вол и осел, чтобы показать исполнение пророчества Исаии: вол позна стяжавшего его, и осел ясли господина своего; Израиль же не позна своего Спасителя и людие Его не разумеша (Ис. 1:3).

На востоке путешественники нередко проводят ночи в подобных пещерах. Быть может, эта пещера с яслями принадлежала тем пастырям, которые первые поклонились новорожденному Спасителю, по указанию Ангела (Мих. Пит. ниже.). «Так родился Спаситель мира, говорит святитель Киевский Филарет. Какое убогое, но любвеобильное и много назидательное для нас рождение Его! Кто из человек рождался когда-либо в такой нищете и бедности? Творец и Господь неба и земли рождается вне дома Матери Своей. Имеяй престол небо и подножие землю (Ис. 66:1), не имеет места в обители, – рождается в чужом пастушеском вертепе. Нежные младенческие члены Свои полагает в скотских яслях, и никакого не имеет для них успокоения, кроме сухого былия; от хлада зимы согревается простыми пеленами и дыханием бессловесных животных. Так: лиси язвины имут и птицы небесные гнезда, Сын Человеческий не имат, где главы подклонити (Лк. 9:58). Так, пришедший спасти нас, Единородный Сын Божий, богат сый, – обнища нас ради, да мы нищетою Его обогатимся! (2 Кор. 8:9).

До чего простерлась безпредельная любовь Его к нам, бедным и ничтожным тварям! Чтобы совлечь с нас оскверненную грехами одежду смертной плоти и облечь в одежду чистоты и бессмертия, Он облекается в бренную и смертную ризу плоти нашей. Чтобы избавить нас от вечного рабства греховного, Он делается для нас последним рабом. Чтобы нас, заблудших овец, ввесть в блаженные обители Отца небеснаго, Он рождается в простом пастушеском вертепе, не имея места в обители. Чтобы облечь нас ризами вечной славы, Он повивается убогими пеленами. Чтобы уготовить нам в жилище небо, Он полагается в яслях. Чтобы привесть нас в место нескончаемой радости, Он терпит хлад зимы и нощи. После сего, как может преступное сердце наше любить что-либо паче Его единаго? Как может не возлюбить Его всею душою и силою своею? И в сей любви как может считать для себя тягостным исполнение заповедей любви Его, в которых заключается все спасение наше и вся истинная жизнь наша?» Созерцая Богомладенца Спасителя, лежащего в яслях, один из диховных писателей так поучает родителей: «При колыбели вашего младенца воспоминайте как можно чаще о яслях, в которые возлег, бывши Младенцем, Сын Божий, и – научитесь видеть в вашем младенце не ваше только дитя, но и чадо Божие, наследника не вашего только имущества, чести, имени, прав и достоинств, но и сонаследника Христу, соучастника в Его царстве и славе» (Ф. Надежд.).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ст. 6-7 Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице

«Родила Сына…» Из того, что Мария не пользовалась ничьими услугами при этом, а Сама спеленала Младенца, конечно, согласно обычаю, прежде омыв Его и осолив солью (Иез.16:4), святые отцы заключают, что разрешение для Нее не сопровождалось обычными для рождающих женщин болями.

«Первенца» (см. Мф.1:25).

«В ясли». Из этого упоминания о яслях, куда кладется корм для скота, видно, что Пресвятая Дева с Иосифом поместились в загоне для скота, при гостинице2). Помещения в этой последней оказались все заняты, в общей же комнате им останавливаться было неудобно ввиду с часу на час ожидавшегося разрешения Марии. Согласно древнему преданию, этот загон был устроен в пещере (Иустин Философ. «Разговор с Трифоном иудеем», 78, 5; Ориген, «Против Цельса», I, 51), которая находилась не в самом городе, а близ него. Над этой, указываемой преданием, пещерой царица Елена устроила храм в честь Богородицы Марии.

Толковая Библия.