Толкования на Лк. 2:36

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 36-40 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем

Евангелист останавливается на повествовании об Анне, перечисляет ее отца и колено, чтобы мы знали, что он говорит истину, так как он приглашает как бы многих свидетелей, знающих отца и колено. Она вместе с другими «славила» Господа, то есть благодарила Его, и всем передавала о Господе, что Он есть Спаситель и утешение нас, ожидающих искупления. - По исполнении всего, они возвратились в Галилею, в город свой Назарет, Вифлеем был также их город, но как отчизна, а Назарет как место жительства. - Иисус возрастал по телу. Хотя Он мог бы от самой утробы достигнуть в меру мужеского возраста, но тогда мог бы показаться призраком; поэтому Он растет мало-помалу. С возрастом проявлялась премудрость Бога Слова. Ибо Он был мудр не по успеху в учении; прочь такая мысль! Поскольку же Он прирожденную премудрость открывал мало-помалу, то говорится, что Он успевал и укреплялся духом сообразно с возрастом телесным. Ибо если б Он явил всю мудрость в самом первом Своем возрасте, то показался бы чудовищным. А теперь, обнаруживая Самого Себя, сколь можно, в соответствии с возрастом, Он исполнял домостроительство, не приемля мудрости. Ибо, что было бы совершеннее совершенного из начала? Однако ж Он присущую мудрость обнаруживает мало-помалу.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 36-38 И бе Анна пророчица, дщи Фануилева, от колена Асирова: сия заматоревши во днех мнозех, живши с мужем седмь лет от девства своего: и та вдова яко лет осмьдесят и четыре, яже не отхождаше от церкве, постом и молитвами служащи день и нощь. И та в той час приставши исповедашеся Господеви и глаголаше о Нем всем чающым избавления во Иерусалиме

Неизвестно, почему Анна названа пророчицею; вероятно, потому, что имела дар предведения, или – как женщина, непрестанно возносившая молитвы и словословия к Богу (1Цар.1:2-4). Не без цели, несомненно, упоминается и об отце Анны и о колене, из которого происходил ее отец. Отец ее, вероятно, чем-либо был известен; колено же Асирово отличалось кротостию и миролюбием (Быт. 49:20). При храме Иерусалимском, в зданиях, окружавших его, жили вдовы, посвящавшие себя на служение Богу и проводившие время в молитве и некоторых трудах для храма. В число их вступила Анна, и вела жизнь праведницы. Дух Святый, открывший Симеону, что Младенец Иисус есть Мессия, открыл это и Анне, и она, исполнившись радости, излила свою душу в хвалениях к Богу (исповедашеся Господеви, – славила Господа) и глаголаше, (говорила) о Нем, вероятно, в том смысле, как и праведный Симеон, всем ожидавшим явления Спасителя, – избавления чрез Него от греха и следствий греха (Чит. объясн. (Лк. 1:68)).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ст. 36-38 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме

«Тут была также» – правильнее: «и была» (καὶ ἦν) – «Анна пророчица», т. е. женщина, одаренная способностью составлять священные песнопения (ср. Исх.15:20) или же просто получившая такое прозвание за свою благочестивую жизнь.

«От колена Асирова». Она принадлежала к колену, которое не вернулось из плена в Палестину. Может быть, отец ее, Фануил, один вернулся на родину.

«От девства своего». Значит, она была только один раз замужем.

«Вдова…» Это выражение соединено с предыдущим и должно быть переведено так: «прожив с мужем: и теперь будучи вдовой (καὶ αὕτη χήρα) 84-х лет от роду (ср. Мф.18:21 и сл.).

«Которая…» Эти слова относятся к выражению «и была Анна пророчица», а находящиеся между ними представляют собой вносное предложение.

«Не отходила от храма», т. е. особенное усердие проявляла к общественному богослужению (ср. Лк.24:53). Здесь нет намека на то, что она жила в храме, хотя Иосиф Флавий и упоминает о зданиях при храме, назначенных для предавших себя благочестию женщин и девиц. В самом храме оставаться на долгое время не позволялось никому (Эдершейм, с. 254).

«Постом и молитвою…» При этом дома она и дни и ночи проводила в посте и молитвах, чтобы угодить Богу.

«И она в то время» – точнее: в тот самый час (αὐτῇ τῇ ὥρᾳ), когда Симеон беседовал с Марией.

«Подойдя», – т. е. выйдя на вид, чтобы говорить (ἐπιστᾶσα).

«Славила Господа» – точнее: «говорила в ответ на хвалебную речь Симеона» или раскрывала со своей стороны те же мысли, что высказаны были старцем.

«И говорила о Нем», т. е. о Христе, «ожидавшим избавления…» Анна неоднократно повторяла о пришествии Мессии: на это указывает и несовершенный глагол прошедшего времени λαλέω – ἐλάλει – «говорила».

«Избавление» (λύτρωσιν) – прежде всего политическое освобождение (ср. Лк.1:68).