Толкования на Лк. 3:12

Блж. Феофилакт Болгарский

Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать

См. Толкование на Лк. 3:10

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 12-13 Приидоша же и мытари креститися от него и реша к нему: учителю, что сотворим? Он же рече к ним: ничтоже более от повеленнаго вам творите

Мытари это – сборщики податей. Мыт – древнее славянское слово и значит подать, пошлина. Отсюда заставы, где собирали подати, назывались мытницами (Мф. 9:9), а самые сборщики – мытарями. Иудеи во времена Христовы были под властию Римлян, и Римское правительство, для избежания столкновений с массою народа и для сокращения издержек, ввело в завоеванных областях откуп, т. е. сдавало богатым предпринимателям за известную плату сбор как подушной подати, так и других государственных повинностей. Понятно, что эти сборщики – мытари, взявшись за хлопотливое дело сбора из-за расчетов, притесняли народ, взимая с него, под разными предлогами, более, чем сколько с него следовало. За это народ страшно ненавидел мытарей, и потому имя мытарь сделалось в понятиях народных то же, что грешник, беззаконник. Иоанн поучает мытарей, чтобы они не брали с народа более определенного правительством, и это, как дело любви, будет свидетельством их покаяния. Иоанн не осуждает самаго занятия мытарей, не советует переменить его, потому что народ должен платить подати правительству, только не должен платить лишнее для удовлетворения корыстолюбия сборщиков; сами же сборщики должны избегать корыстолюбия, – не брать более надлежащего.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать

См. Толкование на Лк. 3:10