Толкования на Лк. 4:25

Блж. Феофилакт Болгарский

Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле

См. Толкование на Лк. 4:22

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 25-27 поистинне же глаголю вам: многи вдовицы беша во дни Илиины во Израили, егда заключися небо три лета и месяц шесть, яко бысть глад велик по всей земли: и ни ко единей их послан бысть Илиа, токмо в Сарепту Сидонскую к жене вдовице: и мнози прокажени беху при Елиссеи пророце во Израили: и ни един же от них очистися, токмо Нееман Сирианин

Заключися (было заключено) небо три лета (года) и месяц шесть. Это, по-видимому, не согласно с повествованием книги Царств (3Цар. гл. 18), где говорится, что пророк Илия возвратился к Ахаву из Сарепты на третий, а не на четвертый год, и скоро затем последовал дождь. Для объяснения этого разноречия нужно принять во внимание то, что до путешествия пророка в Сарепту, после откровения Божия ему о бездождии, он провел целый год при потоке Хораве (3Цар. 17:3 и дал.).

В Сарепту Сидонскую. Сарепта Сидонская, это было селение, принадлежавшее к округу города Сидона, в Финикийской земле, которая лежала на северо-западе от Палестины. (Чит. 3 Дар. 17 гл. 5 ст. и дал.) Мнози прокажени беху (были) и пр. Что за болезнь была проказа, о том чит. ниже в объясн. (Лк. 5:12) Нееман Сирианин, это был военачальник в Сирийском царстве, лежавшем на северо-востоке от Палестины. (Чит. 4Цар. гл. 5).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ст. 25-27 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина

Сказав, что неприятие пророков их согражданами – общеизвестный факт, Христос теперь, чтобы объяснить Свое, бросившееся в глаза Его согражданам, некоторое предпочтение чужого города – Капернаума, указывает на то, что и в Ветхом Завете пророки иногда совершали чудеса не для своих сограждан, а для чужих людей, даже для язычников.

Три с половиной года не шло дождя при Илии, по исчислению Господа. Между тем в книге Царств сказано, что дождь пошел на третий год (3Цар.17:1, 18:1). По всей вероятности, здесь как и в Послании апостола Иакова (Иак.5:17), ведется счет этих лет согласно иудейскому преданию (Ялкут Шимони к 3Цар.), в котором вообще цифра 3 1/2 года была обычным термином для обозначения преимущественно несчастной эпохи (ср. Дан.12:7).

«По всей земле» – выражение гиперболическое.

Сарепта Сидонская – город, стоявший в зависимости от Сидона и лежавший на берегу Средиземного моря. Ныне – деревня Сюрафенд (ср. 3Цар.17:9 и сл.).

«Прокаженных» (см. Мф.8:1 и сл).

«При пророке Елисее» (см. 3Цар.19:16 и сл).

О Неемане см. 4Цар.5.