Толкования на Лк. 4:38

Прп. Исихий Иерусалимский

Недоумение VII. Почему Матфей говорит, что Господь после блаженств и сотника вошел в дом Петра и вылечил тёщу его (Мф. 8:14), Лука же говорит, что Господь исцелил её прежде блаженств и до прихода сотника (Лк. 4:38)? Почему также и расслабленного, согласно Матфею, Господь исцелил в Своём городе Назарете (Мф. 9:1), согласно Марку и Луке – в Капернауме (Мк. 2:1), а по Иоанну – в Иерусалиме (Ин. 5:2)?

Разъяснение см. Мф. 8:14

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 38-44 Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им. При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их. Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос. Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них. Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан. И проповедовал в синагогах Галилейских. Господь всех питался гостеприимством учеников, подобно как и теперь Он принят Петром и исцеляет тещу его, чтобы и тебя научить не отказываться от благорасположения бедных. Не просто исцеляет ее от болезни, но придает ей крепкое здоровье и силу для служения. Если и мы примем Его, Он угасит нашу горячку, горячку гнева и нехотения, и восставит нас так, что мы в состоянии будем служить Ему, то есть делать угодное Ему. - Посмотри, прошу тебя, и на веру народа, как он и при захождении солнца приносил больных и не удерживался временем. - Не позволяет бесам говорить так потому, что не нуждается в похвале от нечистых, ибо «неприятна похвала в устах грешника» (Сир. 15, 9), так и потому, что не желает возжечь в евреях зависть при похвале Ему от всех. Народ ищет Его, хотя Он ушел в пустое место и удерживает Его. Но Он не ограничивается одним местом, а говорит, что Мне должно благовестить Царство Божие и другим городам. Поэтому и нам не должно быть ленивыми, не довольствоваться одним местом заключения, но всюду обходить, чтобы кому-нибудь принести пользу.

Прот. Иоанн Бухарев

Востав же из сонмища, вниде в дом Симонов: теща же Симонова бе одержима огнем велиим: и молиша Его о ней

См. Толкование на Лк. 4:37

Лопухин А.П.

Ст. 38-39 Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; теща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им

(См. Мк.1:29–31; Мф.8:14–15).

«Выйдя» – точнее: «восстав» (ἀναστάς). В синагоге Господь учил сидя.

«Он вошел…» Лука опускает перед 31-м стихом упоминание о призвании двух пар братьев (ср. Мк.1:16–19), и потому Христос у него является здесь идущим в одиночестве.

«Сильною горячкою». Такая сравнительная точность в определении болезни естественна у Луки как врача.

«Просили Его», конечно, об исцелении, Петр и его домашние.

«Подойдя к ней» – точнее: «стал над нею склонившись».

«Запретил горячке». Эта болезнь представляется здесь как бы враждебной личной силой.