Толкования на Лк. 5:2

Свт. Иоанн Златоуст

увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети

И необыкновенно было зрелище – видеть Спасителя на море, а поучаемых стоящими подле морского берега. Странное дело – рыбы на земле, а рыбарь на море! Ввержение той мрежи было образом евангельского слова. Нашел, говорит Писание, рыбарей, которые «вымывали сети», так как отчая­лись в успехе рыбной ловли. Ведь рыбак, не потерявший на­дежды что-либо поймать, не моет сетей. Итак, Спаситель на­шел их отчаявшимися в успехе рыбной ловли; стоит подле них Владыка ловли и что делает? Прежде всего учит слову истины; затем повелевает ввергнуть сеть. Так как слова без дел были бездоказательны, то надлежало, чтоб за сло­вом последовало доказательство с помощью дел: по Божию повелению, поймаешь и то, чего никогда не попадалось, и возьмешь то, чего и нет.

Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового Заветов.

Блж. Феофилакт Болгарский

увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети

См. Толкование на Лк. 5:1

Архиеп. Никифор (Феотокис)

И виде два корабля стояща при езере: рыбарие же, отшедше от нею, измываху мрежи

См. Толкование на Лк. 5:1

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 2-3 и виде два корабля стояща при езере: рыбарие же отшедше от нею, измываху мрежи. Влез же в един от кораблю, иже бе Симонов, моли его от земли отступити мало: и сед учаше из корабля народы

Рыбарями или рыболовами этими, по сказанию евангелистов Матфея и Луки, были свв. Апостолы Петр или Симон с братом Андреем и Иаков с братом Иоанном. По сказанию сих же евангелистов, Петр и Андрей закидывали, Иаков и Иоанн починивали сети, а еванг. Лука говорит, что все рыболовы только вымывали (измываху) сети. Св. Марк говорит еще, что во второй лодке вместе с Иаковом и Иоанном был отец их и работники (Мк. 1:20). Эта некоторая разность повествования разрешается тем, что рыболовов было довольно много, и из них кто чинил, кто вымывал и кто закидывал сети; но упоминаются Евангелистами только четверо, потому что речь идет собственно о призвании их четверых к апостольскому служению, и из обстоятельств, среди которых они призваны, евангелисты избирают один одно, другой другое, а третий третье (Мих.).

Нужно еще сказать, что призвание Петра и Андрея, описываемое тремя евангелистами, уже было во второй раз. О первом повествуется у еванг. Иоанна (Ин. 1:37-42). Там говорится, что сначала был призван Андрей из учеников Иоанна Крестителя, почему он и называется первозванным. После Андрей привел к И. Христу брата своего Симона, и Господь, увидев Симона, переименовал его Петром по-гречески, Кифою по-еврейски, что значит камень. (Переименовал так в знак твердости Петровой веры в Него (Мф. 16:18; Ин. 1:42).

Моли от земли отступити мало (просил отплыть несколько от берега) – для того, чтобы удобнее было учить, так как народ теснился около Господа и не давал Ему простора и удобства.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети

«Вымывали сети». Евангелист Лука обращает внимание только на эту работу, другие евангелисты говорят и о починке сетей (Мк.1:19) или же только о закидывании сетей (Мф.4:16). Промывать сети нужно было для того, чтобы освободить их от попавших в них ракушек и песка.