Толкования на Лк. 6:3

Свт. Феофан Затворник

Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним

См. Толкование на Лк. 6:1

Блж. Феофилакт Болгарский

Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним

См. Толкование на Лк. 6:1

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 3-4 И отвещав Иисус рече к ним: ни ли сего чли есте, еже сотвори Давид, егда взалкася сам и иже с ним бяху? како вниде в дом Божий, и хлебы предложения взем, и яде, и даде и сущым с ним, ихже не достояше ясти, токмо единем иереем

Это было во время бегства Давида от гонения Саулова. – В дом Божий – в скинию, в городе Номве, по Марку, при первосвященнике Авиафаре (Мк. 2:26). Хлебы предложения, это – 12 хлебов, которые постоянно лежали на особом столе во второй части скинии, а впоследствии храма – во святилище. Каждую субботу священники заменяли хлебы новыми. Снятые, как уже освященные, принадлежали священникам, и только они одни должны были есть сии хлебы в храме (Лев. 24:8-9). Назывались эти хлебы хлебами предложения, как полагаемые пред лицом Господа (Исх. 40:23). И вот Давид, мучимый голодом, по предложению самого первосвященника, за недостатком простого хлеба, ел эти священные хлебы; ели даже и его спутники (1 Цар. гл. 21). Таким образом, по-видимому, ими явно был нарушен закон. Однако же Давид не был осужден, как нарушитель закона.

Следовательно, в случае необходимости позволительно нарушить некоторый закон; так, напр., нарушили закон о субботе Апостолы, срывая колосья для утоления своего голода, и их не следует осуждать за это. У еванг. Матфея тут прибавлено, что сами священники в субботы в храме нарушают субботу – приносят в эти дни в жертву Богу животных, и для этого убивают их, снимают кожу, приготовляют для жертвоприношения и, наконец, сожигают; и где же они делают это? В самом храме, где закон должен соблюдаться более строго, чем в другом месте, и однакоже весь этот труд, все это дело священников не вменяется им во грех, – они почитаются невинными (Мф. 12:5).

У еванг. Матфея – Господь тут прибавляет еще: если бы вы знали, что значит: милости хощу, а не жертвы: то не осудили бы невиновных (Мф. 12:7). Этими словами Господь поясняет, что фарисеи потому осуждают учеников Его, срывавших колосья в субботы, что не имеют милосердой и сострадательной любви к ближнему, каковой Господь требует, напр., чрез пророка Осию в словах: милости хочу, а не жертвы (Ос. 6:6. Чит. здесь Лк. 5:31), и что все внимание их направлено только на одни жертвы, обряды, обычаи и предания; и что, если бы они понимали, что любовь к голодному выше преданий и обрядов, даже выше самых жертв, то не осудили бы учеников, срывавших колосья, хотя бы и в субботу для утоления голода.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним

См. Толкование на Лк. 6:1