Толкования на Лк. 6:32

Блж. Феофилакт Болгарский

И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят

См. Толкование на Лк. 6:27

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 32-34 И аще любите любящыя вы, кая вам благодать есть? ибо и грешницы любящыя их любят. И аще благотворите благотворящым вам, кая вам благодать есть? ибо и грешницы тожде творят. И аще взаим даете, от нихже чаете восприяти, кая вам благодать есть, ибо и грешницы грешником взаим давают, да восприимут равная

Любить тех, которые любят нас, легко; в этой любви нет особенного подвига: посему что же и награждать за такую любовь? Кая вам благодать (благодарность) есть, по еванг. Матфею (Мф. 5:46): кую мзду имате (какая вам награда)? Такую любовь имеют и грешники, по Матфею, мытари. И грешницы любящия их любят; по Матфею, не то же ли делают и мытари? Грешники, это – все те, которые не суть последователи истинной веры, веры Христовой, а руководящиеся в своей деятельности побуждениями природы. И такие люди делают добро, напр, любят тех, кто их любит; но это – не добродетель в строгом христианском смысле, не подвиг, и потому не заслуживает особенной награды (Max.). О мытарях чит. в объясн. (Лк. 3:12).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ст. 32-36 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд

(См. Мф.5:46–48).

Речь Христа о бескорыстии в делах любви у евангелиста Луки приведена в более полном виде, чем у Матфея.

«Какая вам благодарность?» Т.е. оценит ли высоко ваше дело Бог?

«Грешники» – необращенные ко Христу люди, те, которые руководствуются в своих делах эгоистическими соображениями.

«Не ожидая ничего», т. е. не ожидая возмещения своих трат. Некоторые толкователи, впрочем, выражение μηδὲν ἀπελπίζοντες на основании того, как оно употребляется в позднейшем греческом языке, переводят так: «ни в чем не отчаиваясь», т. е. не считая свое добро безвозвратно потерянным, потому что награда за него будет дана Богом: «и будет вам награда великая…»

«Будете сынами Всевышнего» (см. Мф.5:45). Евангелист Лука это «сыновство» изображает как награду, тогда как у Матфея оно является результатом любви к врагам, если ее будут проявлять ученики Христа.

«Ибо Он благ…» Надежду на Богосыновство в Царстве Мессии могут иметь только те, которые в этой, временной, жизни поступают так же, как делает в отношении ко всем людям Бог: они по делам своим и теперь походят на Отца своего – Бога (ср. 1Ин.5:1).

«Милосерды». У евангелиста Матфея – «совершенны» (Мф.5:48). Евангелист Лука заменил последнее выражение другим ввиду того, что далее он говорит о делах милосердия.

Митр. Иларион (Алфеев)

И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят

См. Толкование на Мф. 5:43