Толкования на Лк. 6:39

Блж. Феофилакт Болгарский

Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму

См. Толкование на Лк. 6:37

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 39-40 Рече же притчу им: еда может слепец слепца водити? не оба ли в яму впадетася? Несть ученик над учителя своего: совершен же всяк будет, якоже и учитель его

Притчу о слепцах, как равно и об ученике, по еванг. Матфею (Мф.15:14 и др. Мф. 10:24 и др.), Господь изрек в другое время; здесь же они поставлены св. Лукой совершенно отрывочно, без связи с предшествующею и последующей речью. По всей вероятности, Господь повторил их; так как несомненно, что Он повторял Свои изречения.

Притча о слепце, по Матфею, направлена против фарисеев. Господь называл фарисеев слепыми вождями, потому что, измышляя свои учения, они не видели света слова Божия, подобно тому, как слепой не видит естественного света, и учили других этим своим учениям. Господь называл слепым и руководимый фарисеями народ, потому что он был несведущ в законе и по этой причине слепо следовал учениям фарисейским. А если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Так фарисеи, заблуждаясь сами, вводили в заблуждение и народ, который учили; гибли сами, губили и других.

«Большое зло быть слепым, замечает Златоуст, но при слепоте занимать должность руководителя есть двоякое, или даже троякое преступление.» Да вникнут в эти слова святителя все руководители раскола и разных сект!.. Притча об учителе по Матфею сказана Апостолам. Ею Господь указывал Апостолам, что при проповедании Его учения они не должны ожидать для себя участи, лучшей Его Самого – им предстоят многие скорби, точно так же, как и Ему Самому. Обе эти притчи были народными поговорками и прилагались в речи по разным случаям.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму

Здесь начинается вторая часть Нагорной беседы, как это видно из переходного выражения «сказал также…» Следующая далее речь Христа названа у Луки притчей (παραβολή), очевидно, в том смысле, что все следующее далее учение Христа облечено в форму сравнений и поговорок, в которых указаны основные условия, при которых служение учеников Христовых и вообще христианское призвание может быть плодотворным. Прежде всего в притче о слепых, из которых один руководитель, другой – руководимый, проводится такая мысль: человек, сам не обладающий познанием истины, не может вести к такому познанию другого (ср. Мф.15:14).