Толкования на Лк. 8:45

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 45-48 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, - и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Господь, желая показать всем веру жены, чтобы подражали ей, и подать Иаиру добрую надежду о его дочери, обнаруживает то, что было сделано тайно. Именно: Он спрашивает о том, кто прикоснулся к Нему, но Петр как смелый, упрекая Его за такой вопрос, говорит: столько народа стесняет Тебя, и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? А сам не понимал, о чем спрашивал Господь. Ибо Иисус спрашивал: кто прикоснулся ко Мне с верой, а не просто так. Ибо как всякий имеет уши, чтобы слышать, и однако ж иной, имея уши, не слышит, так и в сем случае иной прикасается с верой, а иной хотя и приближается, но сердце его отстоит далеко. Итак Господь, хотя и знал жену, спрашивает, однако ж, для того, чтобы, как я сказал, и веру ее прославить, и начальника синагоги более обнадежить, спрашивает и таким образом жену выводит на средину. «Я чувствовал силу, исшедшую из Меня». Справедливо говорит. Ибо пророки не имели сил, от них исходящих: они совершали чудеса благодатью Божией. А Иисус, будучи Источником всякого блага и всякой силы, имеет и силы, от Него исходящие. Христос вдвойне врачует жену: во-первых, исцелил болезнь ее, а потом и страх души усмирил, сказав: «дерзай, дщерь!».

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 45-46 И рече Иисус: кто есть коснувыйся Мне? Отметающымся же всем, рече Петр и иже с Ним: Наставниче, народи одержат Тя и гнетут, и глаголеши: кто есть коснувыйся Мне? Иисус же рече: прикоснуся Мне некто: аз бо чух силу изшедшую из Мене

И у еванг. Марка говорится, что после исцеления И. Христом кровоточивой женщины от прикосновения к Его одежде (Мк.5:30), Он разуме в Себе силу, изшедшую от Него, т. е. почувствовал Сам в Себе, что вышла из Него сила. Этим наглядно изображает евангелист действие чудотворной силы в И. Христе; он представляет, как будто сила веры страдавшей женщины, сама собою, без ведома и против воли И. Христа, похищает из Него часть силы исцеляющей (Mих).

Кто есть прикоснувыйся Мне (прикоснулся ко Мне), по Марку, к одежде Моей? Господь, конечно, знал, кто прикоснулся к Его одежде, но спрашивал и даже, по сказанию Марка, смотрел вокруг (Мк. 5:32), для того, чтобы обнаружить пред всеми веру женщины, дабы и другие соревновали ей. Св. Златоуст указывает и еще причины сего: 1) чтобы женщина, угрызаемая совестию, как похитительница дара, не проводила жизнь в мучении; 2) чтобы показать, что напрасно она думала укрыться; 3) чтобы Господу обнаружить пред всеми, бывшими здесь, Свое всеведение и, наконец, 4) чтобы подкрепить веру и надежду Иаира.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне

См. Толкование на Лк. 8:40