Толкования на Лк. 9:5

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них

Господь Спаситель запрещает Своим ученикам делать какие-либо насилия над другими религиями, даже над язычниками и неверами. Апостолы Христовы привлекали в Церковь Божию словом убеждения, проповедуя со многими слезами среди всевозможных козней от врагов Божиих (Деян. 20:19), благовременно и безвременно (2 Тим. 4:2), указывая на примеры собственной веры в Бога (1 Кор. 4:1 и др.). Если проповедников-апостолов не принимали в каком-нибудь месте, они, верные заветам своего Божественного Учителя, не мстили инакомыслящим, не употребляли никаких хитростей, обмана, тем более – насилия. Не так распространяют свою веру инославные проповедники – католические и протестантские миссионеры. Они действуют главным образом хитростью, устраивая благотворительные учреждения: больницы, приюты, школы, чтобы через эти внешние средства задобрить язычников и навязывать им свою веру. Они искусно пользуются разногласиями общества, интригуя и направляя одних против других. А где встречают препятствия, не стесняются употреблять и военную силу. Но что еще более возмутительно: римские папы с своим духовенством на протяжении всего времени своего отпадения от Церкви Божией, несомненно, поныне употребляют все меры разных интриг, обмана и насилия в отношении к Святой Православной Христовой Церкви. Ослепленные и безумные, они себя считают Церковью Христовой, а нашу Святую Божию Церковь – схизматичною. Против православных христиан русской страны папа открыто благословлял телесные наказания, хвалил палачей христианской веры, объявлял против православия крестовые военные походы.

Таким же образом против Церкви Божией являются и современные нам, вышедшие от нас богоотступники: обновленцы, самосвяты и другие раскольники. И замечательное дело: стоит только какой-либо общине выйти из Церкви Божией, как она проникается бешеной ненавистью в отношении Христовой Церкви, в общении с коей члены этой общины состояли.

Таковы, например, приверженцы ВВЦС, которые в своих злобных чувствах и насилиях к православным не ушли далеко от обновленцев старых, давних врагов Церкви Божией -латинян. Как современники Христа Спасителя – книжники, фарисеи, саддукеи и другие, враждовавшие между собою, все смертельно ненавидели Христа Спасителя и при виде чудес Христовых и силы Его учения – пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом, так и все отступники от Церкви Божией (и католики, и протестанты, и сектанты, и обновленцы, и самосвяты, и приверженцы ВВЦС, и лубенцы и другие раскольники и еретики), враждуя между собою, все в одинаковой степени ненавидят Святую Церковь Христову Православную, радуясь ее земному унижению и страданиям от мира неверующего. Христиане православные должны постоянно помнить, что, если кто идет против Церкви Божией Православной, кто не с нами, кто всякими средствами старается увлечь православных овец в свою отдельную общину, от Церкви Православной отличающуюся, – не должно идти за такими лжеучителями, хотя бы они казались и ласковыми, и добрыми, и как бы ничем по внешности не различающимися от православных пастырей. Не верьте им, возлюбленные, избегайте всех этих отступников от Церкви Божией, ибо все они лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света (2 Кор. 11:13–14).

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Блж. Феофилакт Болгарский

А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них

См. Толкование на Лк. 9:1

Прот. Иоанн Бухарев

и елицы аще не приемлют вас, исходяще от града того, и прах от ног ваших оттрясите, во свидетелство на ня

Здесь Господь учит Апостолов, как им относиться к тем, которые не примут их самих и их проповеди. Оттрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них (на ня). Бывали примеры, что Апостолы действительно поступали так (Деян. 13:51; 18:6). Евреи думали, что самая земля и пыль, по которой ходят язычники, нечиста, и надобно оттрясать ее. Посему повеление Господа: оттрясите прах означает, что Апостолы должны смотреть на непринимающих их самих и их проповеди, как на нечистых язычников, с которыми у них не должно быть ничего общего. Еще это значит: не гневайтесь на них, забудьте о них. (Мих.)

У еванг. Матфея тут прибавлено: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому (Мф.10:15). Города Содом и Гомморра вместе с двумя другими соседними, во времена Авраамовы, были наказаны Господом за крайнее развращение жителей сожжением огнем и серою, и на месте их до сих пор стоит так называемое от сказанной казни Мертвое море. В день суда, т. е. в день всеобщего суда, который будет произведен Господом при кончине мира (Мф. 25:31-46).

Господь сравнивает наказание содомлян и гоморрян с наказанием непринявших Апостолов и их проповеди и говорит, что после всеобщего суда наказание первых будет легче последних; потому что их поступки менее преступны: так как они не имели положительного и откровенного закона Божия, а руководились только разумом и совестию, – так называемым внутренним законом (сл. (Мф. 11:20-24).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них

См. Толкование на Лк. 9:1