Толкования на Лк. 9:22

Блж. Феофилакт Болгарский

сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть

См. Толкование на Лк. 9:18

Прот. Иоанн Бухарев

рек, яко подобает Сыну Человеческому много пострадати, и искушену быти от старец и архиерей и книжник, и убиену быти, и в третий день востати

У еванг. Матфея тут прибавлено: с того времени (Мф. 16:21), т. е. с того случая, когда ап. Петр, сам лично и в то же время от лица всех прочих Апостолов, исповедал И. Христа Мессиею, Сыном Божиим. До этого времени Иисус Христос хотя говорил Апостолам о предстоящих Ему страданиях и смерти, но говорил не прямо, напр., у Матф. в (Мф. 12:40), где Он говорил о Своем тридневном воскресении; теперь же Он уже ясно говорит им об этом, потому что они признали Его за Мессию, и посему настала пора приготовлять их к мысли об ожидавших Его страданиях и смерти. «Господь с удивительною постепенностью открывал тайну спасения рода человеческого, говорит один духовный писатель, – приготовив постепенно Апостолов, Он сначала открыл им тайну Своего Божества, и при том так, что они сами, устами ап. Петра, исповедали сию тайну. И вот теперь, когда они восприняли сердцем и исповедали тайну воплощения Сына Божия, а спасение рода человеческого имело совершиться не одним воплощением, но и страданиями Спасителя, поэтому Он сообщает им и тайну Своих искупительных страданий и смерти. Он теперь, после видимого исповедания Петрова, и делает это – открывает сию тайну». (Троиц. Л.)

Сыну Человеческому. (Чит. в объясн. Лк. 5:24) Много пострадать, быть отвержену (искушену) и убиту. И. Христос, Спаситель мира, долженствовал совершить спасение людей Своим учением, жизнию, смертию и воскресением. После научения людей словом Своим и примером жизни Своей, И. Христу надлежало пострадать. Его вольные страдания и крестная смерть за людей, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть безгрешного и Богочеловека, долженствовали удовлетворить правосудию Божию, осудившему людей на смерть, и быть безмерною заслугою на право, без оскорбления правосудия, подавать людям прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертию (Прав. Кат.). Господь имел принести Себя в жертву за других, подобно тому, как один человек выкупает другого из плена или из темницы, за долг. О Своих страданиях и смерти, а затем и о воскресении Иисус Христос не раз предсказывал Апостолам, чтобы заранее приготовить их к сему. Такое предсказание Он и высказывает Апостолам в словах: яко подобает и пр. И в предсказании о Своих страданиях и смерти Своим ученикам, Господь соблюдает постепенность. Теперь Он открывает им только то, что Ему должно пострадать и быть убиту, позднее уже скажет, что Он будет предан язычникам на распятие. Но чтобы облегчить тяжесть этих предсказаний для любящих сердец Своих учеников, каждый раз Господь прибавляет, что в третий день Он воскреснет.

От старец, архиерей и книжник. Иисус Христос предвидел, что главными виновниками Его смерти будут старейшины, т. е. старшие в роде, начальники, первосвященники, – архиереи и старшие священники, и книжники, – ученые люди, богословы, законоучители, потому так и говорил. Иудейские старейшины и книжники ненавидели И. Христа за то, что Он обличал их ложное учение и беззаконную жизнь, и завидовали Ему, потому что народ за учение и чудеса уважал Его более, чем их; это и послужило для них поводом к тому, чтобы осудить И. Христа. С другой стороны, старейшины, первосвященники и книжники составляли так называемый синедрион – высший суд, который судил И. Христа и осудил на смерть. Синедрион (Мф. 26:59; Мк.15:1) был в Иерусалиме, столице иудеев. Он учрежден был уже во времена Маккавеев – за 200 лет до Р. Христова. Синедрион состоял из 72 членов. Первосвященник или архиерей был председателем в нем, членами же избранные из священников, старцев народных и книжников, т. е. ученых людей, законников. Синедрион занимался самыми важными народными делами. До завоевания Иудеи римлянами, ему принадлежало право предавать смерти: но с этого времени оставлено было ему право только произносить смертные приговоры, а чтобы привести в исполнение эти приговоры, требовалось согласие римского правителя в Иудее.

Как ясно ни говорил Господь Апостолам о предстоящих Ему страданиях, они все не понимали слов Его об этом: слова сии были для них сокровенны, замечает еванг. Лука, когда при другом случае Господь предсказывал Апостолам о Своих страданиях (Лк. 18:34 и дал.). Они так же, как и прочие иудеи, думали, что Иисус Христос сделается царем на земле; поэтому в настоящем случае, услышав о том, что И. Христу в скором времени предстоят страдания и смерть, по Евангелиям св. Матфея и Марка, ап. Петр, по своей пылкости, не мог вынести этой мысли о страданиях и смерти своего Учителя – Мессии и начал выражать желание и надежду, что Бог, по Своей милости, не допустит случиться с Ним тому, о чем Он говорит. «Бог милостив, этого не случится с Тобою!» как бы так высказывает Апостол И. Христу по сему поводу. (По Евангелию: будь милостив к Себе, Господи, да не будет этого с Тобою!) Но Господь сказал Петру: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16:22-23).

Отойди от Меня и пр. В этих словах Господь укоряет апост. Петра за то, что он как бы не хотел признать божественного определения относительно страдания и смерти Мессии. Сатана значит собственно противник, за сопротивление Богу называется сатаною диавол или князь бесовский (см. Мф. 4:10). Господь назвал ап. Петра сатаною в том смысле, что он выражает такую мысль, которая противна определению Божию относительно смерти Его, как Спасителя мира. С другой стороны, потому, что Своим духом Господь видел, что сатаною внушена Петру мысль противоречить Ему (Тр. Л.). У еванг. Матфея прибавлено: Ты Мне соблазн, т. е. ты служишь Мне препятствием (Зигаб.), когда желаешь, чтобы не исполнилось то, что предопределено от вечности и для чего Я пришел на землю. Думаешь не о том, что Божие, т. е. не о том, что определено Богом относительно смерти Мессии; но что человеческое, т. е. о том, что, по человеческому мнению, Мессии должно быть Царем, завоевателем всего света, а не умирать позорною крестною смертию: это низко для Него; тогда как, напротив, не страдать для Него – низко, и эта мысль не страдать – от диавола (Злат.). Спаситель наш, как говорит Москов. митрополит Филарет, носил Свою смерть в уме и сердце Своем постоянно.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть

См. Толкование на Лк. 9:18