Толкования на Лк. 9:29

Свт. Григорий Палама

И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею

См. Толкование на Мф. 17:1

Омилия 34. На святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.


См. Толкование на Мф. 17:2

Омилия 35. Преображение Господне.

Свт. Иннокентий (Борисов)

И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею

Можете представить, или лучше сказать, невозможно и представить, как молился Отцу – Сын Единородный, Возлюбленный, в минуты столь важные! Евангелисты не сказывают нам, что именно было предметом Его молитвы. Но это отчасти видно само собою. Как для нас в деле спасения нет ничего, так и для Богочеловека в деле служения сему спасению, не было ничего важнее Креста (Лк. 9:22–24). Мог ли посему самому Крест сей быть забыт в молитве на Фаворе? Моисей и Илия, конечно, не столько сами начали, сколько продолжали начатую в молитве беседу Богочеловека с Отцом, но они – «глаголаста исход Его!» (Лк. 9:31).

Но что бы ни было предметом Фаворской молитвы Иисусовой, только молитва сия была из самых необыкновенных даже между Его молитвами, ибо, «егда моляшеся, видение лица Его ино»: оно «просветися яко солнце, ризы же Его быша белы яко свет» (Мф. 17:2), «блещащяся» (Мк. 9:3). То есть, – сколько можно изъяснять подобные явления слабым словом человеческим, – молитва до того возбудила и подвигла сокрытую в человечестве Иисусовом полноту Божества, что она, преисполнив душу Богочеловека светом своим, проникла сквозь тело и просияла в лице; не вмещаясь здесь, осияла и преобразила самую одежду. Если вы, братие, читывали жизнеописания святых, то, без сомнения, припомните теперь, что, при всей Божественности настоящего чуда, нечто подобное происходило и в жизни святых. И они иногда, во время молитвы, от внутреннего восторга души, распаленной любовью к Богу, казались окруженными светом небесным и принимали вид прославленный – например, Арсений Великий (Четий Минеи, 8 мая), Феодор Эдесский (9 июля), Григорий Омиритский (19 декабря). Тем естественнее было это в молитве Богочеловека, в Коем Божество, как ни скрывалось под завесою человеческой плоти, при всяком особенном случае обнаруживало свое присутствие, и «блистало», по выражению Церкви, как молния (служба на Преображение Господне).

Беседа в день Преображения Господня.

Прп. Максим Исповедник

И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею

См. Толкование на Мф. 17:1

Прав. Иоанн Кронштадтский

И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею

Чудное преображение. Вид лица сделался другой, не земной, а небесный, боголепный; одежда получила необыкновенную белизну и блистание молнии.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею

См. Толкование на Лк. 9:28

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 29-31 И бысть егда моляшеся, видение лица Его ино, и одеяние Его бело блистаяся. И се, мужа два с Ним глаголюща, яже беста Моисей и Илиа, явльшася во славе, глаголаста же исход Его, Егоже хотяше скончати во Иерусалиме

Это значит, что Христос явился в Своей Божеской небесной славе, – отчего и лице Его просияло и одежды Его побелели (Мих.). «Молния Божества Его возблистала сквозь облако Его человечества.» (Архиеп. Никанор). Молитва на Фаворе до того возбудила и подвигла сокрытую в человечестве Иисусовом, полноту Божества, что, преисполнив душу Богочеловека светом своим, проникла сквозь тело и просияла в лице; не вмещаясь здесь, осияла и преобразила самую одежду (Инн. Херс.).

Для чего преобразился Господь и почему являлись при Его преображении свв. Моисей и Илия? Причина, по которой Иисус Христос преобразился, следующая. Он преобразился и для того, чтобы показать Своим Апостолам, что Он есть Сын Божий, сошедший с неба для спасения людей, и что Он, хотя и будет страдать и умрет, как не один раз, – напр., незадолго и до самого преображения – предсказывал Он, но, как Бог, может воскреснуть. «Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние», поет церковь Господня в день Его преображения.

С другой стороны, при преображении Иисус Христос показал ту славу, которая ожидает учеников Его на небе. Хотя и придется и им тоже, подобно Ему, страдать на земле и от злых неверующих и нечестивых людей, и от своей собственной наклонности ко злу, как Иисус Христос не раз – также незадолго до Своего преображения – также предрекал им; но зато на небе будет у них великое блаженство: хорошо (добро есть) нам здесь быть, говорили Апостолы во время преображения (Лк. 9:33). В этом представлен образ райского блаженства праведников.

Явились же во время преображения свв. пророки Моисей и Илия по следующим причинам: 1) Моисей и Илия были главными из ветхозаветных пророков. Явясь, они показали тем, что Иисус Христос есть именно тот обещанный Мессия, о котором предсказали пророки; 2) – что Он есть Владыка над небом и землею, над жизнию и смертию, Он повелел небу, и привел Илию, дал мановение земле, и воскресил Моисея (Ефр. Сир.). Если Он воскресил многолетнего мертвеца (Моисея), тем паче может воскреснуть Сам (Феоф.), и 3) чтобы те, которые почитали И. Христа за Илию или за кого-либо из древних пророков (чит. Лк. 9:6-8), видели различие между Ним, как Господом, и пророками, как Eго рабами. Пророки Моисей и Илия явились во славе, т. е. в том славном виде, в каком святые пребывают на небесах.

Спросит ли кто: как узнали Апостолы пророков Моисея и Илию? Конечно, по откровению Божию. Несомненно, что отражение славы Господа могло просветить их духовные очи в это время. (Прот. Горск.) Глаголаста исход (говорили об исходе) Его, т. е. о предстоящей Господу смерти, – о страдании Его и о последующем за смертию – воскресении. Об этом обстоятельстве тоже говорит один Лука.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею

См. Толкование на Лк. 9:28