Толкования на Лк. 9:42

Блж. Феофилакт Болгарский

Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его

См. Толкование на Лк. 9:37

Прот. Иоанн Бухарев

Еще же грядущу ему, поверже его бес и стрясе. Запрети же Иисус духови нечистому, и изцели отрока, и вдаде его отцу его

Поверже его бес и стрясе (стал бить). Это значит, что, при виде Господа, с бесноватым сделался один из бывавших с ним ужасных припадков. Откуда произошла такая дерзость со стороны диавола, что он не вдруг оставил свою жертву, но, при виде Господа, сотряс и начал мучить бесноватого, даже и тогда, когда Господь повелел ему выдти из отрока и, по Марку (Мк.9:25-26), впредь не входить в него? Это сделано, как замечает св. Златоуст, для вразумления предстоящих, которые должны были увидеть на опыте, как дерзок диавол, и как, несмотря на свою дерзость, он трепещет пред Господом. Притом же изгнание духа нечистого было предзнаменованием освобождения всего человечества от власти диавола.

Господь, хотя и избавил нас от власти ада, однакож диавол и теперь может искушать человека, и небрегущий о своем спасении легко может подвергнуться его власти. По Евангелию Марка, Господь спросил отца бесноватого отрока: как давно это (т. е. болезнь) сделалось с ним? Господь, конечно, знал и прошедшее, и настоящее, и будущее бесноватого, но спрашивает для того, чтобы показать Свое сострадание к нашим немощам и расположить к живой вере в Него. Предстоящие, может быть, не обратили бы внимания на чудо Его, если бы Он немедленно исцелил бесноватого, но расспросами о времени болезни Иисус Христос хотел показать, что болезнь была опасна и неизлечима, и что она могла быть уничтожена только всемогуществом Врача небесного.

Вместе с тем показывает, что, как бы продолжительно ни было наше служение греху, мы всегда можем освободиться из-под власти его, если обратимся за помощью к Нему, Спасителю своему (Барс.). У еванг. Матфея и Марка повествуется, что, после чуда исцеления бесноватого, Апостолы наедине спросили И. Христа: почему же мы не могли изгнать беса? Тогда Иисус Хр. сказал им: по неверию вашему, ибо, истинно говорю вам: если будете иметь веру с горчичное зерно (Мф. 17:19-20), т. е. такую малую веру, как зерно горчичное, которое есть самое малое из семян, но только веру искреннюю, сердечную, и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет, т. е. будете совершать такие дела, которые кажутся совершенно невозможными – будете совершать чудеса, и ничего не будет невозможного для вас.

Сей же род, т. е. демоны, изгоняется (ничим же может изыти), только молитвою и постом (Мф. 17:21), потому что пост и молитва, отрешая человека от всего земного, вводят его в общение с Богом, и чрез то укрепляют его веру, привлекают благодать Божию и дают ему чудотворную силу. «Кто молится и постится, пишет св. Златоуст, тот имеет два крила легчайшие самого ветра, он быстрее огня и выше земли, потому-то таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов.» Это мы видим из житий святых подвижников. «Видите ли потребность и пользу поста, соединенного с молитвою? замечает при этом Филарет, митрополит Московский. Апостолам он нужен, нам ли не нужен? Чудотворцам он помогает, можем ли мы пренебрегать его помощию? Победе над мучительным и преобладающим духом зла он способствует, не ближе ли будет способствовать к укрощению плоти, воюющей против духа?»

«Каждый, одержимый страстью, грешник, говорит один из духовных писателей, есть в духовном смысле бесноватый и требует исцеления, т. е. очищения души его от страстей; а это исцеление не может совершиться без поста и молитвы».

По Евангелию Марка, И. Христос, прежде чем исцелил бесноватого, заметил отцу его: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И когда отец смиренно и со слезами сказал Господу: верую, Господи! Помоги моему неверию (Мк. 9:23-24), – исцелил отрока. Помоги неверию моему, т. е. – Господи, я готов веровать всею душою, но не могу: неверие против моей воли вторгается в душу и ослабляет веру, прогони неверие из моей души, не поставь мне его во грех, и я готов веровать в Тебя всем своим сердцем. Этими словами отец показывал сознание своего неверия и вместе великое смирение, а чрез то укрепилась его вера, и Господь наградил веру исцелением сына.

Итак вот нам самое действительное средство для приобретения веры, если бы когда вера ослабела, – это молитва о вере словами отца бесноватого отрока: «Господи, помоги моему неверию».

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его

См. Толкование на Лк. 9:28