Толкования на Лк. 9:50

Блж. Феофилакт Болгарский

Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас

См. Толкование на Лк. 9:46

Прот. Иоанн Бухарев

И рече к нему Иисус: не браните: иже бо несть на вы, по вас есть

Не браните (не запрещайте) ему и пр. Тут Господь решает вопрос Апостолов: хорошо-ли они сделали, что известному человеку запретили творить чудеса именем Его, и следует ли так поступать им и впредь. Не запрещайте ему, т. е. пусть он делает добро для других именем Моим, хотя бы и не ходил за нами, т. е. не принадлежал по внешности к нашему обществу. Затем Господь указывает причину, по которой не следует запрещать творить чудеса именем Его не принадлежащим к их обществу и таким образом препятствовать действию и развитию начатков веры в них. Ибо кто не против вас (иже бо несть на вы), тот за (по) вас есть, т. е. не только не действует против Апостолов и Самого И. Христа, но, напротив, помогает распространению славы имени Христова. Отсюда явствует, как глубоко-истинно поступает наша русская правосл. церковь, когда не отталкивает от себя всех, без различия, неразумных приверженцев старины, но тех из них, которые послушны учению веры, ею преподаваемому, и ее пастырскому водительству, принимает к себе, дозволяя им особенности в обрядах, не имеющих существенного значения в деле веры. Говорим о так называемых единоверческих церквах для мнимых старообрядцев.

У еванг. Марка прибавлены еще две причины, почему Господь не повелел Апостолам запрещать творить чудеса именем Его лицам, видимо не принадлежащим к их обществу: И) никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня, т.е. быть Моим врагом. Скорее же произойдет то, что со временем сам он сделается и по внешности Моим последователем, поэтому с таким человеком нужно обходиться особенно осмотрительно и осторожно, чтобы не отвратить его от веры. 2) И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не лишится награды своей. Это значит, что внимание и любовь, оказанные ученикам Христовым ради имени Его, прямо свидетельствуют, что оказывающий это внимание и любовь состоит в духовном единении со Христом и не только не вредит, но, напротив, содействует делу Его, и что милосердый Господь ценит и одно сочувствие к Своим последователям.

О путешествии Христовом чрез Самарию в Иерусалим повествует только один евангелист Лука. Это путешествие Господа было путешествием на последнюю Пасху во время Его жизни, когда Он пострадал и умер. После сего, вместе с событиями во время этого пути, у евангелиста Луки встречаются повествования и о таких событиях, которые, как видно из сказаний других евангелистов, случились ранее. Это обстоятельство объясняется тем, что, как известно, евангелисты обыкновенно не всегда держались строго хронологии.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас

См. Толкование на Лк. 9:46