Толкования на Лк. 10:19

Свт. Иоанн Златоуст

се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам

Ты плачешь о том, что (Адам) лишил тебя власти над зверями? Вот я подчиняю тебе и демонов, будь только внимателен. Наступайте, – говорит (Христос), – «на змию и скорпию, и на всю силу вражию». Не сказал: «обладайте», как относительно зверей (Быт. 1:28), но: «наступайте», давая усиленную власть.

Восемь слов на книгу Бытия. Слово пятое.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам

См. Толкование на Лк. 10:17

Прп. Макарий Великий

Тому невозможно наступить на аспида и василиска и попрать льва и змия, кто не очистил себя предварительно, сколько возможно сие человеку, и кого не подкрепил Сказавший Апостолам: «се даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию». А если бы естество человеческое и без всеоружия Духа Святого могло противостать козням диавольским, то не было бы сказано Апостолом: «Бог же мира да сокрушит сатану под ноги ваша вскоре» (Рим. 16, 20); и еще: «его же Господь убиет духом уст Своих» (2 Сол. 2, 8). Потому и заповедано нам просить Господа: «не введи нас в напасть, но избави нас от лукаваго» (Мф. 6, 13). Ибо, если не сподобимся всыновления, высшею помощию избавившись от разжженных стрел лукавого, то всуе трудимся, как далеко отстоящие от силы Божией.

Собрание рукописей типа II. Беседа 25.

Блж. Феофилакт Болгарский

се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам

См. Толкование на Лк. 10:17

Стефан Фиваидский

Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью; и ничто не повредит вам

И не говори, что только одним апостолам Спаситель даровал [эту] силу, поскольку Он изрек: «Что говорю вам, говорю всем».

Аскетическое слово.

Прот. Иоанн Бухарев

Се, даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит

Се, даю вам власть и пр. В этих словах Иисус Христос объясняет Апостолам, почему злые духи повинуются им, – потому что Он, как Господь и победитель злой силы, дает, или, лучше, уже дал и им, как Своим ученикам и сотрудникам, власть над этою злою силою.

Змиями и скорпионами, как можно заключить из дальнейших слов: на всю силу вражью, здесь называются злые духи и все вредоносное с их стороны для спасения душ человеческих. Наступать на змей и скорпионов нельзя, чтобы не быть смертельно ужаленными от них; и если Господь дает Апостолам поступать так с ними без вреда, то это значит, что Он дает им особенный чудотворный дар.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам

«Даю». Согласно лучшим кодексам – «дал» (δέδωκα). Этими словами Господь не только объясняет то, что ученикам Его удавалось изгонять бесов из людей, но и дает понять, насколько велика вообще данная им от Христа власть над всеми враждебными для Царства Божия силами. Хотя об этом не было упомянуто при послании 70-ти на проповедь (стих 2 и сл.), но, тем не менее, апостолы, очевидно, из собственного опыта убедились в том, что эта власть действительно им дарована, они не возражают против такого заявления Христа, а возразить они должны были бы, если такой власти не имели.

«Наступать на змей и скорпионов» (скорпионы – гады, укус которых часто причиняет смерть). Это образное обозначение (см. Пс.90:13) опасных демонских сил, на которые 70, подобно победителю, наступающему на шею побежденного врага, должны со всей силой наступить своими ногами (Рим.16:20). Семьдесят апостолов являются, таким образом, орудиями Божиими в поражении всех злых, враждебных Царству Божию сил.

«И ничто…» – точнее: и ничем или нисколько она, сила вражья, вам не повредит (ср. выражение οὐδέν в Деян.25:10 и Гал.4:1–2, где оно переведено словом «ничем»).