Толкования на Лк. 10:20

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах

Господь, даровав ученикам Своим власть попирать змей и скорпионов, присовокупил: «Обаче о сем не радуйтеся, яко дуси повинуются вам: радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех». «Радуйтесь не столько о том, – говорит блаженный Феофилакт, – что бесы вам повинуются, сколько о том, что имена ваши написаны на небе, не чернилами – Божественной благодатью и Божией памятью», молитвой Иисусовой. Таково свойство молитвы Иисусовой: она возводит с земли на небо делателя своего, и включает его в число небожителей. Пребывание умом и сердцем на небе и в Боге – вот главный плод, вот цель молитвы; отражение и попрание врагов, противодействующих достижению цели – дело второстепенное: не должно оно привлекать к себе всего внимания, чтобы сознанием и созерцанием победы не дать входа в себя высокоумию и самомнению, не претерпеть страшного поражения по поводу самой победы.

Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.

Прп. Иоанн Лествичник

«О сем разумеют вси, яко Божии ученицы есмы» (Ин.13:35), «не яко беси нам повинуются,… но яко имена наша написана суть на небеси смирения».

Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве.

Прп. Максим Исповедник

однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах

Для духовной радости душе недостаточно владычествовать над страстями, если она при этом не стяжает добродетели исполнением заповедей. Ибо [сказано]: Не радуйтесь, что духи вам повинуются — то есть действия страстей, порадуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах - то есть что они начертаны в месте бесстрастия, благодаря благодати усыновления и через осуществление добродетелей.

Главы о богословии.

Прав. Иоанн Кронштадтский

однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах

Имена семидесяти апостолов уже были в книгах жизни прежде окончания их подвигов земной жизни, когда заслуг с их стороны было еще очень мало: потому что они обращены были из иудеев, потому что Господь предвидел их верность Евангелию: кого Он предузнал, тем и предопределил [слав.: ихже бо предуведе, тех и предустави] (Рим. 8,29). По всей вероятности, и между нами, христианами, есть немало таких людей, коих имена в книгах жизни.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах

См. Толкование на Лк. 10:17

Прот. Иоанн Бухарев

Обаче о сем не радуйтеся, яко дуси вам повинуются: радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех

Обаче (однакож) о сем не радуйтеся, т. е. меньше радуйтесь: в Свящ. писании нередко полное отрицание употребляется в смысле ограничения (Мф. 6:25-34 и др.).

Но больше радуйтесь тому, что (яко) имена ваши написаны на небесах, т. е. что вы получите вечное блаженство на небе; так как вечное спасение дороже всяких чудотворений. Выражение быть записанным заимствовано от записей городских или сельских жителей. Быть записанным на небесах значит быть гражданином небесного царства, т. е. получить царство небесное. В Священ, писании Господь представляется иногда с книгою пред лицем Его, в которой записываются имена и дела верных рабов Его (Исх. 32:32-33; Откр. 3:5 и др. (Мих.).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах

Впрочем, вы должны радоваться не столько тому, что у вас есть такая власть, а тому, что вам предстоит со временем получить высшее блаженство в Царстве Небесном. Еще в Ветхом Завете встречаются поэтические места, в которых Бог изображается ведущим у Себя книгу жизни, в которую вносит имена людей, заслуживающих быть гражданами Небесного Царства (Исх.32:32 и сл.; Пс.68:29; Ис.4:3). В эту книгу записаны и 70.