Толкования на Лк. 11:3

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

хлеб наш насущный подавай нам на каждый день

См. Толкование на Мф. 6:11

Прп. Максим Исповедник

хлеб наш насущный подавай нам на каждый день

См. Толкование на Мф. 6:11

Блж. Феофилакт Болгарский

хлеб наш насущный подавай нам на каждый день

См. Толкование на Лк. 11:1

Прот. Иоанн Бухарев

хлеб наш насущный подавай нам на всяк день

Хлеб означает собою пищу и вообще все необходимое для того, чтобы нам существовать или жить, напр., и пищу, и одежду, и жилище. Слово насущный значит необходимый для существования, т. е. для поддержания жизни. Словами хлеб насущный Господь учит просить только необходимое для жизни, а что сверх того и служит не столько для нужды, сколько для удовольствия, то предать воле Божией, и если будет дано, благодарить Бога, а не будет дано, не заботиться (Кат. Филар.) и быть довольными тем, что имеем.

Так как человек состоит из тела и души, то под хлебом здесь должно разуметь пищу и для души, как-то: Слово Божие (Ин.5:24), святые таинства и в особенности таинство причащения тела и крови Христовой (Ин. 6:55). Прося сей духовной пищи, мы просим, чтобы Господь дал нам усердие к чтению и слушанию слова Божия и причащению Св. Христовых Таин. Должно просить у Бога необходимого для себя только на один настоящий день (днесь), потому что излишняя заботливость противна упованию на Бога (Чит. Мф. 6:34) и потому, что на завтрашний день мы будем просить завтра. Так манну Бог посылал для евреев в пустыне только на один день.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

хлеб наш насущный подавай нам на каждый день

Вместо «дай», как сказано у Матфея, здесь стоит слово «подавай» (настоящее время). Это означает продолжающееся постоянно давание, чему отвечает и далее употребленное выражение: «на каждый день» (у Матфея – на сей день), т. е. день за днем, ежедневно.